РП курса "Азбука трудоустройства. Трудовое право",10-11 класс

Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
общественно-научного цикла
Протокол № «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
Летягиной Е.Н., «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ №48
города Тюмени № 145
от «30» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «АЗБУКА ТРУДОУСТРОЙСТВА. ТРУДОВОЕ ПРАВО»
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10-11 класс
(базовый уровень)

Автор-составитель:
Вакурина Е.В., Менг О.В.
учителя технологии, истории и обществознания

г. Тюмень, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу Азбука трудоустройства. Трудовое право 10-11 классов базового уровня является частью
основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) МАОУ СОШ №48 города Тюмени и составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (в действующей редакции);
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413»;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2021 №115» (в действующей редакции);
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 07.10.2022 №888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 №653 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО»;
7. Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная 24.12.2018 г. на коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации
8. Программы воспитания МАОУ СОШ №48 города Тюмени;
9. Учебного плана МАОУ СОШ №48 города Тюмени, утвержденного приказом МАОУ СОШ №48 города Тюмени от 01.06.2023
№103;
10. Положения о рабочих программах по учебному предмету педагогов, утвержденного приказом МАОУ СОШ №48 города Тюмени от
30.08.2023 №144;
11. Авторской программы элективного курса «Азбука трудоустройства» Чернова С.В. (С. В. Чернов «Азбука трудоустройства»:
учебное пособие по элективному курсу для 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство ВИТА-ПРЕСС, Москва,
2008).

12. Авторской программы Е.К. Калуцкой: Право. 10-11 классы: /Е.К. Калуцкая. – М.: Дрофа, 2021.
Программа по элективному курсу составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации вариативной части ООП СОО.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1. Чернов С.В. Азбука трудоустройства: Учебное пособие по элективному курсу для 9-11 классов общеобразовательных. учреждений/С. В.
Чернов -2-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Чернов С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Азбука трудоустройства»: Для учителя 9-11 классов общеобразовательных
учреждений/С. В. Чернов - 2-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина - М.: Дрофа, 2021.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Наступление XXI в. ознаменовалось значительными изменениями на современном рынке труда: усилением конкуренции, ужесточением
требований со стороны работодателей к соискателям рабочих мест, быстрым падением спроса на еще вчера востребованные профессии.
Актуальность подготовки учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда обусловлена тем, что молодые люди в возрасте до 20
лет относятся к категории лиц с низким уровнем конкурентоспособности.
Элективный курс «Азбука трудоустройства. Трудовое право» с использованием комплекса социально-экономических практикумов
обеспечивает освоение обучающимися технологии трудоустройства, формирует умение использовать на практике тактику поиска работы,
обеспечивает эффективное формирование коммуникативной и информационной компетентностей, формирует навыки, необходимые для
взаимодействия с работодателем. Курс создает положительную мотивацию к учению, развивает способность к самосовершенствованию и
вызывает стремление к самообразованию.
Содержание элективного учебного предмета «Азбука трудоустройства» предполагает побудить старшеклассников к активному
самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, научить избегать возможных ошибок при выборе
профессий, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Трудовое право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются трудовым правом? Что
такое трудовые правоотношения, каков правовой статус работника и работодателя, возможно ли социальное партнѐрство в сфере труда,
можно ли обеспечить взаимные права работника и работодателя, почему рабочее время различается по продолжительности, какие есть виды
времени отдыха, что такое заработная плата и в чѐм заключаются основные государственные гарантии по оплате труда работников, что
такое дисциплина труда и каково еѐ значение, какие способы защиты трудовых прав и законных интересов работников установлены ТК РФ,
как решать трудовые споры, есть ли различия между социальной защитой и социальным обеспечением, чем отличается пособие от пенсии, в
чѐм отличие трудового стажа от страхового стажа, каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних работников? Получение
обучающимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целью является осуществление профессиональной ориентации подростков с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа
личности; формирование у обучающихся коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой
для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства.
Задачи:
— сформировать у обучающихся практические умения, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности на рынке труда.
— осуществить профессиональную ориентацию подростков с учетом их интересов, профессиональных предпочтений и типа личности.
— обеспечить освоение обучающимися технологии трудоустройства и тактических приемов поиска работы.
— раскрыть специфику и особенности делового общения в условиях жестких и изменчивых требований современного рынка труда.
— сформировать у обучающихся коммуникативную, информационную и социально-трудовую компетентности, востребованные
современным рынком труда и другими социальными институтами.

— развить креативность, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях и умение добиваться результатов, основываясь на
сотрудничестве с другими людьми, и в том числе при взаимодействии с работодателем.
— подготовить обучающихся к самореализации (выбор профессии, поиск работы, взаимодействие с работодателем, трудоустройство) на
современном рынке труда путем использования полученных в данном курсе знаний и сформированных практических умений.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом среднего общего образования общее количество рекомендованных учебных часов на изучение курса в 1011 классах составляет 68 часов, по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда
Профессиональный выбор и трудоустройство. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность.
Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности,
востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.
Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы — до процедуры найма
Технология трудоустройства. Составление резюме и сопроводительного письма. Источники информации о рабочих местах. Наем на работу
и правовое регулирование трудоустройства.
Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические основы конструктивного общения. Деловая беседа. Этапы деловой
беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.
Тема 4. Как успешно пройти профотбор
Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и
важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования. Для чего работодатели используют тесты?
Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?
Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
Что такое самомаркетинг? Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление как демонстрация
своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.
Тема 6. Практика. Прохождение тестов по профориентации
11 КЛАСС
Введение.
Знакомство с целями и задачами курса. Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Трудовое право как отрасль права
Понятие, предмет и метод трудового права. Цели, задачи и функции трудового права. Система трудового права. Принципы трудового права.
Источники трудового права. Взаимодействие трудового права с другими отраслями права: конституционным, гражданским,
административным и др.
Тема 2. Трудовые правоотношения
Понятие трудовые правоотношения. Стороны (субъекты) трудового правоотношения. Работник и работодатель: правовой статус.
Социальное партнѐрство в сфере труда: понятие, основные принципы. Органы социального партнѐрства.
Тема 3. Коллективные договоры и соглашения
Понятие коллективный договор. Стороны (субъекты) коллективного договора. Содержание, структура и функции коллективного договора.
Порядок заключения коллективного договора. Понятие соглашение. Содержание, структура соглашения. Порядок заключения соглашения.
Виды соглашений.
Тема 4. Занятость и трудоустройство
Понятие занятость. Формы занятости. Права и гарантии граждан в области занятости. Безработные: правовой статус, гарантии социальной
поддержки.
Тема 5. Трудовой договор (контракт)
Понятие трудовой договор. Стороны (субъекты) трудового договора. Содержание, форма и функции трудового договора. Порядок
заключения трудового договора. Документы, предъявляемые работодателю при приѐме на работу. Виды трудовых договоров. Изменение
трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора.
Тема 6. Рабочее время и время отдыха
Понятие рабочее время. Продолжительность рабочего времени. Режим рабочего времени. Понятие время отдыха. Виды времени отдыха.
Тема 7. Заработная плата
Понятие заработная плата (оплата труда работника). Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Порядок и сроки
выплаты заработной платы. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда. Удержания из заработной платы. Премирование
работников. Стимулирующие выплаты: надбавки и доплаты, их виды. Понятие гарантий и компенсаций, их виды.
Тема 8. Дисциплина труда. Трудовой распорядок
Понятие дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Меры поощрения за успехи в труде. Понятие дисциплинарная
ответственность. Общая дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания:
виды, порядок применения и снятия.
Тема 9. Защита трудовых прав работников
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Контроль профессиональных союзов за соблюдением
трудового законодательства и правил охраны труда. Способы защиты трудовых прав и свобод работников. Охрана труда. Обязанности
работодателей в области охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Трудовые споры: порядок их рассмотрения и
разрешения. Индивидуальные трудовые споры. Коллективные трудовые споры.
Тема 10. Правовые основы социальной защиты и обеспечения

Понятие социальная защита. Понятие социальное обеспечение. Организационно-правовые формы социального обеспечения. Виды
социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
Тема 11. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет
Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников.
Итоговое занятие
Подведение итогов курса.
Представление результатов проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
 понимание важности образования для социализации современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшей профессии, ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании
своей страны;
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству и Малой Родине; на отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций, национальных, этнокультурных и региональных особенностей; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);



способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей (работник, производитель, потребитель и др.);
 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и
правилам ведения диалога;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.), владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать
в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
 формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять еѐ результаты; выбирать и использовать
нужные средства для учебной деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и самооценку.
 умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные
возможности еѐ решения;
 умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
 формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
 умении выполнять познавательные и практические задания, в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
 выработка практических умений, необходимых для осуществления самостоятельной деятельности на рынке труда;
 умение раскрывать и объяснять специфику и особенности делового общения в условиях требований современного рынка труда;








овладение целостными представлениями о состоянии современного рынка труда, правилах выбора сферы трудовой деятельности,
приемах установления контактов с работодателем и другими субъектами рынка труда;
способность применять понятийный аппарат трудового законодательства РФ;
умения применять этические нормы делового общения, алгоритмы и правила проведения деловых бесед и переговоров, правил и
приемов самопрезентации на современном рынке труда;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления процесса трудоустройства;
готовность применять технологию трудоустройства и тактические методы поиска работы применительно к условиям регионального
рынка труда;
формирование умения составлять резюме, сопроводительное письмо, заявление о приеме на работу и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

10 КЛАСС
Раздел/
количество
часов

Как отыскать
своѐ место на
рынке труда

К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ч
а
с
о
в
6

Виды деятельности/ контроль

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Основные
направления
воспитательной
деятельности и
функционально
й грамотности

Объяснять значение понятий профессиональное самоопределение, профессия,
специальность, должность, трудоустройство, рынок труда, государственная
служба занятости, рекрутинговые агентства
Раскрывать причины незанятости людей.
Исследовать практические ситуации, связанные с переходом от
профессионального самоопределения к выбору профессии
Выделять особенности процесса успешного трудоустройства
Характеризовать основные типы темперамента и определять спектр
профессионального самоопределения на основе выделенного типа
темперамента.
Определять роль специализации и квалификации в трудоустройстве.
Характеризовать разные группы профессий, иллюстрировать примерами
разные сферы трудовой деятельности современного рынка труда.
Характеризовать динамику спроса и предложения на рынке труда.
Проводить обзор текущей информации (телевидение, пресса) о запросах
рынка труда в различных сферах российской экономики.

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_2
8399/

Читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_3
4683/
https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_6
0/
http://atlas100.ru/.

2

3

Трудоустройст
во: от поиска
работы до
процедуры
найма

8

Как наладить
конструктивно
е общение с
работодателем

3

Определять сдерживающие факторы осознанного выбора профессии.
Выполнять практические задания, связанные с анализом информации
Интернет-ресурса «Атлас новых профессий».
Проводить обзор текущей информации (телевидение, пресса) о состоянии
рынка труда в РФ.
Объяснять значение понятий резюме, трудовая книжка, трудовой договор.
Актуализировать знания об этапах поиска работы и трудоустройства
Исследовать практические ситуации, направленные на определение основных
шагов и действий на рынке труда, обеспечивающих человеку
трудоустройство.
Формировать практические навыки составления резюме и сопроводительных
писем.
Называть основные типы резюме, их достоинства и недостатки.
Анализировать круг источников, несущих информацию о вакантных рабочих
местах.
Формировать практические навыки работы с информацией, размещенной на
Интернет-сайтах и в СМИ.
Описывать и использовать на практике основные тактические приемы поиска
работы на современном российском рынке труда.
Определять наиболее оптимальные тактики поиска работы в регионе,
учитывая особенности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда
региона.
Давать описание вариантов трудоустройства для начинающих на
региональном рынке труда.
Находить в Трудовом кодексе и ФЗ «О занятости населения» нормы права,
регулирующих процесс трудоустройства и найма на работу граждан РФ
Формировать практические навыки составления трудового договора,
написания заявления о приеме на работу.
Объяснять значение понятий общение, работник, работодатель, деловая
беседа.
Раскрывать значение общения в процессе трудоустройства.
Выделять особенности вербальной и невербальной коммуникации,
обеспечивающих эффективное взаимодействие между людьми.
Раскрывать роль умения слушать и слышать собеседника в организации

http://prof-buro.ru/rus/.
https://moeobrazovanie.ru/.
http://prof.biografguru.ru/.

https://navigatum.ru/.

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,

конструктивного общения, раскрывать понятие активного слушания.
Выделять особенности неформального и личного общения.
Характеризовать структуру деловой беседы и основные правила ее ведения.
4

Как успешно
пройти
профотбор

5

Почему в
4
трудоустройств
е так важен
самомаркетинг

6

Практика.
Прохождение
тестов по
профориентаци
и

Итого по
программе

7

6

34

Объяснять значение понятий профотбор, самомаркетинг, самопрезентация,
самооценка.
Определять назначение профотбора, определять этапы развития системы
профотбора.
Выделять критерии оценки соискателей рабочих мест работодателем.
Находить в тексте источника и раскрывать основные методы системы
профотбора.

http://proftime.edu.ru/.

Актуализировать знания об основных правилах коммуникации по телефону и
при личной встрече с работодателем.
Раскрывать содержание самомаркетинга и правила его проведения.
Исследовать практические ситуации самомаркетинга соискателей работы.
Представлять практические ситуации, связанные с овладением искусства
публичного выступления.
Находить и извлекать из различных источников информацию об особенностях
трудоустройства выпускника.
Защищать мини-проекты (самостоятельно подготовленные доклады),
представлять сообщения по выбранным темам.

https://засобой.рф/.

читательская
грамотность,
глобальные
компетенции
Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции
Формирование
коммуникативн
ой культуры,
читательская
грамотность

Правовое
воспитание и
культура
https://psiholocator.com/.
безопасности,
правовая
https://onlinetestpad.com/ru. грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции
http://rodn-ik.narod.ru/asb_prof.htm./

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

11 КЛАСС
Раздел/
количество
часов

1

Введение

К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ч
а
с
о
в
2

Виды деятельности/ контроль

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Основные
направления
воспитательной
деятельности и
функционально
й грамотности

Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную
информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты.
Выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности,
работать с таблицей; приводить примеры. Знать обществоведческие термины
и понятия.
Извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать
информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу,
анализировать авторскую позицию.

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_2
8399/

Читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_3
4683/
https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_6
0/

2

Трудовое право 3
как отрасль
права

определять понятия: «трудовое право», «трудовые правоотношения»;
называть источники трудового законодательства;
сравнивать содержание понятия «труд» в экономике и праве;
воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, к людям разных

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/

Правовое
воспитание и
культура

3

Трудовые
3
правоотношени
я

профессий;
формировать у себя ответственное отношение к труду, соблюдению трудовой
дисциплины;
понимать направления государственной политики в области труда, защиты
прав работающих;
освоить основы трудового права, чтобы стать юридически грамотным
участником трудовых правоотношений;
знать обязанности и ответственность работника и работодателя по трудовому
праву;
научиться защищать свои трудовые права;
иметь представление о льготах для несовершеннолетних;
воспитывать в себе умение работать в коллективе;
использовать, анализировать и систематизировать информацию из любых
источников, касающуюся вопросов трудового права, для применения на
практике;
формулировать собственное мнение, зачем вам необходимо знать основы
трудового права.
определять понятия: «трудовое право», «трудовые правоотношения»;
называть источники трудового законодательства;
сравнивать содержание понятия «труд» в экономике и праве;
воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, к людям разных
профессий;
формировать у себя ответственное отношение к труду, соблюдению трудовой
дисциплины;
понимать направления государственной политики в области труда, защиты
прав работающих;
освоить основы трудового права, чтобы стать юридически грамотным
участником трудовых правоотношений;
знать обязанности и ответственность работника и работодателя по трудовому
праву;
научиться защищать свои трудовые права;
иметь представление о льготах для несовершеннолетних;
воспитывать в себе умение работать в коллективе;
использовать, анализировать и систематизировать информацию из любых

pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me
https://myschool.edu.ru/

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

4

Коллективные
договоры и
соглашения

2

источников, касающуюся вопросов трудового права, для применения на
практике;
формулировать собственное мнение, зачем вам необходимо знать основы
трудового права.
перечислять участников трудовых правоотношений;
характеризовать коллективный договор;
анализировать статьи трудового договора, условия его заключения и
основания прекращения;
анализировать статьи Трудового кодекса РФ, делать собственные выводы;
используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составить
трудовой договор;
систематизировать в табличной форме информацию об условиях заключения
трудового договора и основаниях его прекращения

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
5

Занятость и
2
трудоустройств
о

перечислять участников трудовых правоотношений;
характеризовать коллективный договор;
анализировать статьи трудового договора, условия его заключения и
основания прекращения;
анализировать статьи Трудового кодекса РФ, делать собственные выводы;
используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составить
трудовой договор;
систематизировать в табличной форме информацию об условиях заключения
трудового договора и основаниях его прекращения

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
6

Трудовой
договор

4

перечислять участников трудовых правоотношений;
характеризовать коллективный договор;

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/

Правовое
воспитание и

(контракт)

анализировать статьи трудового договора, условия его заключения и
основания прекращения;
анализировать статьи Трудового кодекса РФ, делать собственные выводы;
используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, составить
трудовой договор;
систематизировать в табличной форме информацию об условиях заключения
трудового договора и основаниях его прекращения

https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
7

Рабочее время
и время отдыха

3

формулировать определения понятий: «рабочее время» и «время отдыха»;
классифицировать виды рабочего времени;
принимать участие в дискуссии о рабочем времени и времени отдыха,
формулировать и отстаивать свое мнение

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
8

Заработная
плата

3

характеризовать заработную плату и ее системы;
анализировать мероприятия по охране труда и социальной защите граждан;
использовать дополнительные источники информации, в том числе интернетресурсы, подготовить реферат или проект о системах заработной платы;
рассмотреть характеристики систем заработной платы и сравнить их

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,

https://school.oblakoz.ru/ho
me

глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
9

10

Дисциплина
труда.
Трудовой
распорядок

Защита
трудовых прав
работников

3

3

объяснять, почему возникают трудовые споры, рассматривать их виды и пути
разрешения;
характеризовать дисциплину труда, классифицировать меры поощрения и
дисциплинарные взыскания;
анализировать виды материальной ответственности и порядок возмещения
ущерба (как работником, так и работодателем)
подготовить ролевую игру на тему трудового спора;
разработать собственный план мер по разрешению трудового конфликта;
приводить конкретные примеры нарушения работодателем прав работника;
иллюстрировать примерами из жизни несоблюдение или невыполнение
работником своих обязанностей;
классифицировать в схематичном виде меры поощрения и взыскания,
применяемые к работнику;
анализировать конкретную ситуацию нарушения материальной
ответственности и порядка возмещения ущерба (как работником, так и
работодателем)
объяснять, почему возникают трудовые споры, рассматривать их виды и пути
разрешения;
характеризовать дисциплину труда, классифицировать меры поощрения и
дисциплинарные взыскания;
анализировать виды материальной ответственности и порядок возмещения
ущерба (как работником, так и работодателем)
подготовить ролевую игру на тему трудового спора;
разработать собственный план мер по разрешению трудового конфликта;
приводить конкретные примеры нарушения работодателем прав работника;
иллюстрировать примерами из жизни несоблюдение или невыполнение
работником своих обязанностей;
классифицировать в схематичном виде меры поощрения и взыскания,
применяемые к работнику;

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me
https://myschool.edu.ru/

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

11

Правовые
основы
социальной
защиты и
обеспечения

3

анализировать конкретную ситуацию нарушения материальной
ответственности и порядка возмещения ущерба (как работником, так и
работодателем)
анализировать мероприятия по охране труда и социальной защите граждан;
использовать дополнительные источники информации, в том числе интернетресурсы, подготовить реферат или проект о системах заработной платы;
рассмотреть характеристики систем заработной платы и сравнить их

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://myschool.edu.ru/
12

Регулирование
труда
работников в
возрасте до 18
лет

2

определять понятия: «трудовое право», «трудовые правоотношения»;
называть источники трудового законодательства;
сравнивать содержание понятия «труд» в экономике и праве;
воспитывать в себе уважение к своему и чужому труду, к людям разных
профессий;
формировать у себя ответственное отношение к труду, соблюдению трудовой
дисциплины;
понимать направления государственной политики в области труда, защиты
прав работающих;
освоить основы трудового права, чтобы стать юридически грамотным
участником трудовых правоотношений;
знать обязанности и ответственность работника и работодателя по трудовому
праву;
научиться защищать свои трудовые права;
иметь представление о льготах для несовершеннолетних;
воспитывать в себе умение работать в коллективе;
использовать, анализировать и систематизировать информацию из любых

https://resh.edu.ru/subject/4
1/11/
https://videouroki.net/video/
pravo/11-class/
https://multiurok.ru/evgenibogush/blog/pravo-10-11klass-vidieouroki/
https://school.oblakoz.ru/ho
me
https://myschool.edu.ru/

Правовое
воспитание и
культура
безопасности,
правовая
грамотность,
читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

13

Итоговое
занятие

2

источников, касающуюся вопросов трудового права, для применения на
практике;
формулировать собственное мнение, зачем вам необходимо знать основы
трудового права.
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой
на полученные знания о социальной сфере и ценностные ориентиры,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ политологической и междисциплинарной направленности

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_2
8399/

Читательская
грамотность,
глобальные
компетенции

https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_3
4683/
https://www.consultant.ru/d
ocument/cons_doc_LAW_6
0/
Итого по
программе

34

Список литературы для учителя и обучающихся:
1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
2. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - N
10. - С. С. 228-229.

3. Вектор развития карьеры: тест //Обучение & карьера. - 2008. - N1. - С. 34-35
4. Галицкая С. Компас в мире профессий, или Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени средней школы / С.
Галицкая //Учительская газета. Прил. УГ Регион-консультант. - 2008. - 11 марта (N 11). - С. 5.
5. Гусев В. Работа на вырост: промоутером может стать любой, кому исполнилось 14. Карьерного роста ждать не стоит, зато можно
получить опыт общения с людьми // Первое сентября. - 2008. - 15 марта. - С. 18.
6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
7. Иванов Ю. В. Деловая соционика. - Изд. 2-е, доп. и перераб - Москва: Журнал "Управление персоналом", 2004. - 192 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям:
031000 - Педагогика и психология, 031300 - Соц. педагогика, 033400 – Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.
9. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.
10. Зайниев А. Работа мечты: больше всех своей профессией довольны парикмахеры и финансисты, меньше всего - бармены и почтальоны //
Труд. - 2008. - 26 сентября (N 181). - С. 1, 5.
11. Зотова И. Главное - это ноги: сколько времени можно непрерывно работать стоя: [рейтинг профессий, представители которых больше
всего времени проводят на ногах] // Труд. - 2008. - 19 нояб. (N 217). - С. 8.
12. Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к
старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. - 2008. - 15 марта - С. 18.
13. Карпеченко Т. Кризис и популярные специальности // Абитуриент. - 2008. - N 12. - С. С. 6-8.
14. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк. - 2006. – 800 с.
15. Криуля Л. 7 мифов о выборе профессии // Штучка. - 2008. - № 5. - С. 20-21.
16. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о
профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - N 1. - С. С. 207-213.
17. Профориентационный тренинг для старшеклассников "твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.
18. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2005. – 410 с.
19. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер,
2006. - 460 с.
20. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Трудовое право: учебное пособие. М, 2015.
21. Трудовое право России: учебник / под ред. А.М. Куренного. М., 2016.
22. Трудовой кодекс РФ. М., 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».