Утверждено приказом
МАОУ СОШ № 48
города Тюмени
от 29.08.2025
План внеурочной деятельности для классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
на 2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 48 города Тюмени обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования. План
разработан в соответствии со следующим:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;
• Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
• Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
• Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
• Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023;
• Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
1
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• приказом Минобрнауки Энской области от 02.08.2024 № 839-д «Об утверждении примерного положения о внеурочной деятельности»;
• уставом школы.
Под внеурочной деятельностью (далее – ВД) при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная
на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
ВД решает следующие задачи:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ начального общего образования,
• основного общего образования, среднего общего образования;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной
и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
• поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность (далее – ВУД) в рамках реализации ФГОС ООО включает
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Объем внеурочной деятельности для
основного общего образования – до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего образования за пять лет обучения, осваивающих ООП по ФГОС ООО, утвержденному
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и ФГОС ООО, утвержденному приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, сформирован план внеурочной деятельности в 5-9- х классах.
План ВУД для обучающихся основного общего образования определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной с учетом интересов обучающихся, возможностей образовательной организации и социальных запросов родителей
(законных представителей) по направлениям развития личности.
Для организации внеурочной деятельности выбрана модель с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий, в реализации которой
участвуют учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования. Координационная роль принадлежит классным руководителям, которые в соответствии с функциональными обязанностями взаимодействуют с педагогическими работниками, осуществляющими внеурочную деятельность:
• организуют образовательную деятельность, оптимальную для развития образовательного и творческого потенциала обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
2
•
•
•
организуют систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива класса, в том числе с использованием бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции
спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам, ресурсов средств массовой
информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении);
осуществляют моделирование (отражение) реальной жизни (то есть подготовка к
решению реальных жизненных ситуаций);
организуют социально-значимую, творческую деятельность обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для реализации направлений внеурочной деятельности используется потенциал социальных партнёров: МАУ ДО ДМЦ «Алый парус», МАУ ДО ЦВР «Дзержинец», ДЮСШ
№1 города Тюмени, ДСЮШОР №2 города Тюмени, МАУ ДО ДЮСШ №3 города Тюмени,
МАУ ДО ДЮСШ «Водник», СК «Гагаринский», ДК «Водник», Лингвистический центр
«Еврошкола», ГАУК ТО «Тюменская областная научная библиотека имени Д.М. Менделеева», филиал № 11, 12 Детской библиотеки, ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение». ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», МАУК «Центр
культуры и творчества «Тюмень»», МАУК «Молодёжный театр «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко», ФГБ ВО ТО «Тюменский индустриальный университет».
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных
и традиционных особенностей региона.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности. При проведении двух и более занятий подряд установлен перерыв длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Внеурочная деятельность
осуществляется в первой и во второй половине дня, в зависимости от сменности занятий. В
период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.
Внеурочная деятельность определяет выбор форм работы, которые ориентированы на
социокультурное взаимодействие (командную работу) и самостоятельную деятельность
учащегося.
Часы внеурочной деятельности для 5-9 классов направлены на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско- патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
Направления внеурочной деятельности:
1)
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности;
2)
Формирование функциональной грамотности обучающихся;
3)
Профориентационные интересы и потребности обучающихся;
4)
Интеллектуальные и социокультурные потребностей обучающихся;
5)
Творческое и физическое развитие, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов;
6)
Социальные интересы и потребности обучающихся, направленные на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
3
экологической направленности «Разговоры о важном», «Россия – моя история», «Наследники», «История в датах», «Знать, чтобы помнить! Помнить, чтобы гордиться!»; реализуют
развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности направлены на развитие
способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью),
на формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций через курс программы «Функциональная грамотность: учимся для жизни».
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся реализуют развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни,
формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения
своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности в рамках реализации программы «Россия – мои горизонты», «Билет в будущее», «Шоу профессий»,
«Первая профессия», «Профессия +». Содержание направлено на:
• знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования;
• создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы
в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
• создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
• способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Уровень реализации профминимума – продвинутый.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся в рамках дополнительного или углубленного изучения учебных
предметов или модулей; в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия,
связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; рамках курса программы по
устранению предметных дефицитов; кружки
«Занимательная математика», «Компьютерная графика», «Тайны русского языка»,
«English club», Школьное научное общество «Фотон», проектно-исследовательская деятельность специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов способствуют на удовлетворению интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов, раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре через участия в мероприятиях:
4
Физическое: Спортивные секции (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон,
настольный теннис, легкая атлетика), занятия в спортивных секциях и клубах, «Гиревой
спорт», Дни здоровья, туристический слет, спортивные соревнования, ГТО, «Городошный
спорт», школьный спортивный клуб.
Творческое: На выбор: Театральная студия, «Жемчужина», «Основы журналистики»,
«Театральный английский», «Мир рукоделия», школьный хор, проект «Пушкинская карта»,
школьный медиацентр.
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности способствуют развитию важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения, что позволяет обеспечить психологическое благополучие обучающихся в образовательном пространстве школы,
создать условия для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни: Программа курса волонтёры «Добрые сердца», РДДМ, ЮИД,
«Лесной десант», «Юные Карбышевцы», МЧС, «Начальная военная подготовка».
Основное содержание и объем занятий внеурочной деятельности отражены в таблицах 1,2,3.
Таблица 1.
Количество часов, отводимое на реализацию направлений ВУД,
в разрезе классов в течение учебного года
Количество часов в год/ за период освоеНаправления ООП ООО 5-9 класс
ния развиНаправления
тия лично5
6
7
8
9
ВУД
Итого
сти
класс класс класс класс класс
Занятия, направленные
51
51
51
51
51
255
на удовлетворение инте- Физическое
ресов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореали- Творческое
34
34
34
34
34
170
зации, раскрытии и развитии способностей и талантов
Занятия, направленные
на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности социально ориен- Социальное
51
51
51
51
51
255
тированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на
организацию совместно с
5
Направления развития личности
Направления
ВУД
Количество часов в год/ за период освоения ООП ООО 5-9 класс
5
класс
6
класс
7
класс
8
9
Итого
класс класс
68
68
68
68
68
340
68
68
68
68
68
340
34
34
34
34
34
170
34
34
34
34
34
170
340
340
340
340
340
1700
об учащимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности
Информационно- просветительские занятия пат- Гражданскориотической, нравствен- патриотиченой и экологической
ское
направленности
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся
Интеллектуальное
Общекультурное, интеллектуальное
Занятия, направленные
на удовлетворение профориентационных интересов
Социальное
потребностей обучающихся и потребностей
обучающихся
Итого:
Таблица 2.
Количество часов, отводимое на реализацию направлений ВУД,
в разрезе 5-9 классов в течение недели
Количество часов в неделю
Аудиторная
Внеаудиторна
Аудиторная
Внеаудиторна
Аудиторная
Внеаудиторна
9 класс
Внеаудиторна
8 класс
Аудиторная
7 класс
Внеаудиторна
Занятия, направлен- Физическое
ные на удовлетворение интересов и потребнстей обучающихся в творческом и
физическом разви- Творческое
тии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
6 класс
Аудиторная
Направления ВУД
Направле- 5 класс
ния развития личности
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
6
способностей и талантов
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся,
на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных
ученических сообСоциальное
ществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
совместно с об учащимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности
Информационнопросветительские заГражданско
нятия патриотиче-патриотиской, нравственной и
ческое
экологической
направленности
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и Интеллектусоциокультурных по- альное
требностей обучающихся
Занятия по формиро- Общекульванию функциональ- турное, инной грамотности обу- теллектучающихся
альное
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов поСоциальное
требностей
обучающихся и потребностей обучающихся
Итого
Недельная нагрузка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
0,5
4
10
часов
1
6
1
0,5
4
10
часов
1
6
1
0,5
4
10
часов
1
6
1
0,5
4
10
часов
1
0,5
6
4
10
часов
7
Таблица 3.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 2025-2026 учебный год 5-9 классы
Направление
Из них
Всего
Форма реалиНаправления ВД
развития личНаименование
Кто реализует
часов
зации
Ауд. Внеауд
ности
5-9 классы
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно- просвети- Гражданско«Разговоры о важном»
ИнтеракКлассный руководитель
тельски е занятия патрио- патриотичетивны е заня- Социальные партнеры:
тической, нравственной и ское
тия, классные ГАУК ТО «Тюменская обэкологической направленчасы, беседы, ластная научная библиотека
1
ности
встречи, экс- имени Д.М. Менделеева»,
курсии, про- филиал № 11, 12 Детской
екты
библиотеки, ГАУК ТО «Тюменское музейно-просвети2
тельское объединение», ГАУ
Культурно-просветительДО ТО
ский проекты «Россия – моя
«Дворец творчества и спорта
история», «Наследники»,
«Пионер»»
Президентская библио1
тека», «История в датах»,
«Знать, чтобы помнить!
Помнить, чтобы гордиться!»
Занятия по формированию Общекультур- «Функциональная грамотИнтегрироКлассные руководители
функциональной грамотно- ное, интеллек- ность: учимся для жизни»
ванные
сти обучающихся
туальное
курсы, мета1
1
предметные
кружки или
факультативы
Занятия, направленные на Социальное
«Россия – мои горизонты»
Деловые
Классный руководитель
удовлетворение профориПроекты «Билет в будуигры,
квесты,
2
1
1
ентационных интересов
щее»,
решение
Социальные партнёры:
Направления ВД
Направление
развития личности
потребностей обучающихся и потребностей обучающихся
Наименование
Всего
часов
Из них
Ауд.
Форма реализации
Внеауд
«Шоу профессий».
Проект «Первая профессия», «Профессия +»
Занятия, направленные на Физическое
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в творческом
и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов
Творческое
Вариативная часть
Спортивные секции (волейбол, баскетбол, футбол,
спортивный туризм, школа
выживания, легкая атлетика), занятия в спортивных и туристских секциях
1,5
и клубах,
«Гиревой спорт»
Дни здоровья, туристический слет, спортивные соревнования, ГТО,
«Городошный спорт»
На выбор:
Театральная студия, «Жемчужина», «Основы журналистики»,
1
«Театральный английский»,
«Мир рукоделия»
Проект «Пушкинская
1
1
0,5
Кто реализует
кейсов, изучение специализированных
ресурсов,
профессиональные
пробы, беседы, экскурсии
Многопрофильный колледж
Тюменского индустриального университета,
Тюменский медицинский
колледж,
Колледж цифровых и педагогических технологий, Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса
секции, спортивный клуб
слеты, соревнования, дни
здоровья,
сдача
нормативов
Учитель физической культуры МАОУ СОШ №48 города Тюмени, ДЮСШ №1
города Тюмени, ДСЮШОР
№2 города Тюмени, МАУ
ДО ДЮСШ №3 города Тюмени, МАУ ДО ДЮСШ
«Водник», СК «Гагаринский»
музыкальных,
хоровых студиях, театральных
кружках или
кружках
Руководитель школьного
объединения МАОУ СОШ
№ 48 города Тюмени,
МАУК «Центр культуры и
творчества «Тюмень»»,
МАУК «Молодёжный театр
«Ангажемент» им. В.С.
Направления ВД
Направление
развития личности
Наименование
Всего
часов
Из них
Ауд.
Форма реализации
Внеауд
карта»
Занятия, связанные с реали- Интеллектузацией особых интеллекту- альное
альны х и социокультурны
х потребностей обучающихся
Занятия, направленные на Социальное
удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение
деятельности социально
ориентированны х ученических сообществ, детских
Кружки, клубы, курсы на
выбор:
«Занимательная математика»,
«Компьютерная графика»,
«Тайны русского языка»,
«English club»,
Школьное научное общество
«Фотон», проектно - исследовательская деятельность.
художественного творчества
Интегрированные
курсы, метапредметные
кружки,
клубы
1,5
1
0,5
На выбор: Программа курса
волонтёры
«Добрые
сердца», РДДМ, ЮИД,
«Лесной десант»,
«Юные Карбышевцы»,
МЧС.
1
1
Интерактивны е занятия, олимпиады, конкурсы, соревнования
Курс, соревнования, конкурсы, фестивали, капустники,
флешмобы,
социальные
проекты
Кто реализует
Загоруйко»
Учитель-предметник
МАОУ СОШ № 48 города
Тюмени, МАУ ДО ЦВР
«Дзержинец», ГАУК ТО
«Тюменская областная научная библиотека имени Д.М.
Менделеева», филиал
№ 11, 12 Детской библиотеки, ГАУК ТО «Тюменское
музейно- просветительское
объединение», Лингвистический центр
«Еврошкола», ФГБ ВО ТО
«Тюменский индустриальный университет», Учительпредметник МАОУ СОШ №
48 города Тюмени, руководитель НО
МАУ ДО ДМЦ «Алый
парус», классные руководители, руководители объединений
Направления ВД
Направление
развития личности
Наименование
Из них
Всего
часов
Ауд.
10
6
Форма реализации
Внеауд
общественных объединений, органов
ученического самоуправления
ИТОГО
4
Кто реализует