Приложение 1 к приказу
МАОУ СОШ № 48
города Тюмени
от 29.08.2025 № 76
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы
№ 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза
Дмитрия Михайловича Карбышева
на 2025-2026 учебный год
Начальное общее образование
г. Тюмень, 2025
1
Учебный план основной образовательной программы начального общего
образования (далее – учебный план) МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 2025-2026
учебный год скорректирован на основании приказов Министерства просвещения РФ «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и среднего общего образования» от 09.10.2024 №704, от 05.11.2024
№ 769, от 01.04.2025 № 258.
Основой для разработки и реализации учебного плана являются нормативные
документы:
Федеральные законы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (в действующей редакции);
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в действующей редакции);
3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ (в действующей редакции);
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 (с изменениями и дополнениями);
5. Федеральная образовательная программа начального общего образования,
утверждённая приказом Минпросвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 (с
изменениями и дополнениями);
Приказы Министерства просвещения Российской Федерации:
1.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 №
704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ,
касающиеся федеральных образовательных программ НОО, ООО и СОО»
(зарегистрирован от 11.02.2025 года).
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 №
31 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения
России, касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего
образования и основного общего образования».
3.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников» в редакции приказа № 119 от 21.02.2024.
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №
171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
2
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования».
5.
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6.
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной
деятельности»;
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 05.11.2024 № 769 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04. 2025 №
258 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 5 ноября 2024 г. № 769 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий»
9.
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 года № 2.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления (СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
№ 28.
Инструктивно-методические письма и распорядительные документы
Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства и Департамента
образования и науки Тюменской области
1. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ).
2. Письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 N 03-870 «О направлении
информации».
3
3. Методические рекомендации Минпроса РФ по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий от 20.03.2020 № ГД39/04;
4. Методические рекомендации Минпроса РФ 10.04.2014 № 06-381 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по
использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации дополнительных профессиональных образовательных программ»;
5. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (ред. от 29.11.2018) «Об
утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к
труду и обороне» (ГТО)»;
6.
Постановление Правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 года №
451-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие
культуры» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов (с
изменениями на 02 марта 2020 года)».
7.
Письмо Минпросвещения России от 12.03.2025 № ОК-747/03 «Об учебном
курсе «История нашего края».
8.
Локальные акты образовательной организации
Устав образовательной организации.
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
промежуточной аттестации обучающихся.
Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин.
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО и ФОП НОО, определяет
общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности Учебный план:
-определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной
деятельности обучающихся; формы их промежуточной аттестации;
- фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального
общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и
индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21,
4
предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для 1-х классов 33 учебных недели, 2-4-х 34 учебных
недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величины
недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21.
Вариативность
содержания образовательных программ
начального
общего
образования реализуется через возможность формирования программ начального общего
образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных
для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МАОУ СОШ № 48
города Тюмени использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей,
темп и формы образования (модулей).
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательной программы начального общего образования. Продолжительность
учебного года на уровне основного общего образования составляет в первых классах 33
недели, во 2-4 классах-34 недели.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения 16.11.2022 № 992 с учетом изменений, внесенных приказом от
19.03.2024 № 171 и от 09.10.2024 № 704.
Учебный план МАОУ СОШ № 48 города Тюмени не предусматривает преподавание
учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» предметной
5
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», так как родители
обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2 и 3 классах
предусмотрены дополнительные часы на реализацию элективного курса «Чистописание».
Особое место в учебном плане занимают курсы внеурочной деятельности. Для всех
обучающихся предусмотрены:
«Разговоры о важном» – по 1 часу в неделю в 1-4-х классах;
«Функциональная грамотность» – по 1 часу в неделю в 1–4-х классах.
Остальное время из объёма внеурочной деятельности отводится на реализацию Плана
внеурочной деятельности, утверждённого приказом МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
от 18.06.2024 № 64, на выбор учащихся, исходя из их интересов по направлениям:
спортивно-оздоровительная деятельность, проектно-исследовательская деятельность,
коммуникативная деятельность, «Учение с увлечением», интеллектуальные марафоны,
художественно-эстетическая творческая деятельность, информационная культура.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в
неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.
Продолжительность занятия во 2-4-х классах — 40 минут. Обучение осуществляется по
четвертям.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Максимальный
объем
недельной
аудиторной
нагрузки
определяется
образовательной программой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами (далее – СанПиН).
Суммарное число часов, указанных в учебном плане определяет объем учебной
нагрузки ученика при 5-дневной учебной неделе. В шестой учебный день недели
организуются индивидуальная работа с обучающимися, внеурочная деятельность, работа
кружков, секций и клубов, дополнительные образовательные услуги.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки:
•
в 1-х классах – 21 час в неделю;
•
во 2-4-х классах – 23 часа в неделю;
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет может
составлять не менее 2966 и не более 3305 часов
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
основного общего образования определяет МАОУ СОШ № 48 города Тюмени.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3
классов, 2 часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется
6
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по
всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в
электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня: – 19.00 часов. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада,
реферата,
оформление
презентации,
заучивание
стихотворений),
предоставляется достаточное количество времени.
Реализация учебного плана осуществляется по смешанной модели: в рамках
одного предмета могут использоваться как очные, так и дистанционные форматы
проведения учебных занятий, что регулируется современной образовательной политикой
Российской Федерации.
Обучение в 1-м классе.
Обучение осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе, обучение в сентябре,
октябре - по 3 урока в день, недельная нагрузка в сентябре – октябре составляет 16 часов
в неделю,
-обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий.
-предоставляются дополнительные недельные каникулы,
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в
сентябре - октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре – по 4
урока по 35 минут каждый).
Учебный план МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 2025-2026 учебный год
сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной
программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения
основных общеобразовательных программ, установленных обновлёнными ФГОС
начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
«Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное
чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от
24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное
применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в
соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной
программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от
16.11.2022 № 992. Русский язык преподаётся в неделю в количестве 5 часов в 1-х-4-х
7
классах, за четыре года обучения 675 часов. Учебный предмет «Русский язык» направлен
на приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и
отечественной культуре. В процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативноречевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и
интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о
лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации.
Предмет «Литературное чтение» наряду с предметом «Русский язык» формирует
функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На данный предмет отводится в 14-х классах 4 часа в неделю, в 1 классе «Обучение грамоте» (180 часов: 100 часов предмета
«Русский язык» и 80 часов предмета «Литературное чтение»). После периода обучение
грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное
чтение». На изучение «Литературного чтения» в 1 классе отводится не менее 10 недель
(40 часов), во 2-4 класса по 136 часов в год, 4 часа в неделю. В МАОУ СОШ №48 города
Тюмени языком образования является русский язык.
Предметная область «Иностранный язык»
Изучение предмета «Иностранный язык» (английский), начинается со второго класса по
четвертый класс в количестве 2-х часов в неделю: всего 204 часа, во 2-4-х классах 68 часов
в год. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Предметная область «Математика и информатика»
Предмета «Математика» изучается в 1-4 классах 4 часа в неделю (всего 540
часов, в 1 классе -132 часа, во 2-4 классах – по 136 часов в год). Изучение математики и
информатики направлено на развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности учащихся.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счет включения тематических разделов (модулей) в программы следующих учебных
предметов:
-«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
-«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение
предметных
и
метапредметных
результатов,
связанных
с
использованием
информационных технологий);
-«Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных
8
с использованием информационных технологий).
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»
Представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах, всего
270 часов в год, 1 класс- 66 часов, во 2-4 класса- -68 часов. Изучение учебного предмета
«Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме. Изучение отдельных элементов основ безопасности
жизнедеятельности в 1 - 4-х классах проводится в учебном предмете «Окружающий мир».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 №
371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение
федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество
часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики».
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа
в неделю в 4-м классе. Курс «Основы религиозных культур и светской этики», направлен
на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11
лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного
общества и своей сопричастности к ним. Курс формирует у младшего подростка
мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных
и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к нему, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На
основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в учебном плане на 2025-2026 выбраны четыре из шести модулей - «Основы
религиозных культур народов России» (авторы учебника Беглов А.Л., Саплина Е.В.,
Токарева Е.С), «Основы светской этики» (авторы учебника Шемшурина А.И.,
Шемшурин А.А.), «Основы православной культуры» (авторы учебника Васильева
О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие, под ред. Васильевой О.Ю), «Основы
исламской культуры» (авторы учебника Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.). Выбор
изучения модуля ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год по итогам проведения родительских
собраний в 3-их классах в апреле 2024 года (таблица 1)
9
Основы религиозных
культур народов России
Основы светской
этики»
816
19
752
3
5
Основы исламской
культуры»
Количество
обучающихся
21
Основы православной
культуры
Количество 3 классов в
2024-2025 уч.году
Таблица 1
3
Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО»,
изучаемым по 1 часу в неделю, всего 135 часов в год, 1 класс-33 часа, во 2-4 классах-34
часа. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)» с 1
по 4 класс по 1 часу в неделю, 135 часов в год, 1 классы-33 часа, во 2-4 классах по 34
часа. Учебный предмет «Труд (технология)» направлен на формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности учащихся. Основной характерной
особенностью учебного предмета «Труд (технология)» является деятельностный подход
к построению процесса обучения, что способствует формированию у обучающихся
представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой
деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные
технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Модули «Технологии,
профессии и производства», «Технологии ручной обработки материалов»,
«Конструирование
и
моделирование»,
«Информационно
коммуникативные
технологии».
Предметная область «Физическая культура».
Предмет «Физическая культура» изучается в рамках обязательной части Учебного
плана в 1-4 классах, направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами
физической
культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся.
В определении количества недельной нагрузки в учебном плане
на 2025-2026 учебный год по физической культуре в 2 -4-х
10
классах МАОУ СОШ № 48 города Тюмени руководствуется
правовыми нормами, указанными в части 6.1, части 6.2 статьи
12 Федерального закона 371 от 24.09.2022, а также тем, что в
действующих СанПиН 1.2.3685 и СП 2.4.3648 -20 требования к
минимальному
количеству
часов
физической
культуры
о т с у т с т в у ю т . Всего за четыре года обучения 303 часа.:1 класс –3 часа в неделю, за
год -99 ч; класс – 2 часа в неделю, за год 68 ч; 3 класс – 3 часа в неделю, 68 ч за год;
4 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Третий час недельной нагрузки во 2-4-х
классах реализуется через программы дополнительного образования (школьные
спортивные клубы). Таким образом, сокращение часов не отразится на достижении
планируемых результатов.
.В содержание предмета «Физическая культура» включены знания о поведении в
экстремальных ситуациях. Особое место отводится формированию у младших
школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных
ситуациях, приёмах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со
стороны взрослых, об
обеспечении
безопасности
собственных
действий
и
предотвращения опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в
общественных местах, наводоёмах,
при пожаре, профилактика безопасного
поведения
на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры, а
также оказания простейшей медицинской помощи. Основные разделы «Знания о
физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности», «Физическое
совершенствование».
Ученый план начального общего образования сформирован с целью реализации
основной образовательной программы начального общего образования школы,
разработанной в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО.
Учебный план включает две части: обязательную и часть, формируемую
участниками образовательных отношений (табл. 2,3).
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены во 2
классе элективный курс «Развитие речи» (34 часа в год, 1 час в неделю) и в 3 классе элективный курс «Обучение сочинению» (34 часа в год, 1 час в неделю).
11
Таблица 2
Учебный план НОО МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
2025-2026 учебный год
Количество часов в год
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
I
II
Русский язык
165
Литературное чтение
Всего
III
IV
170
170
170
675
132
136
136
1364
540
Иностранный язык
-
68
68
68
204
Математика
132
136
136
136
540
Окружающий мир
66
68
68
68
270
Основы
религиозных
культур и светской этики
-
-
-
34
34
33
34
34
34
135
Музыка
33
34
34
34
135
Технология
Труд (технология)
33
34
34
34
135
Физическая
культура
Итого:
Физическая культура
99
68
68
68
303
748
782
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур
и светской этики
Искусство
Изобразительное
искусство
653
748
с учетом
40 часов в
сентябре –
октябре)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Распределение часов в
части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
Увеличение учебных
часов, отводимых на
изучение отдельных
учебных предметов,
учебных курсов, учебных
модулей
Элективный курс
«Обучаем сочинению»
Элективный курс
«Развитие речи»
2999
с учетом
40 часов в
сентябре –
октябре
0
34
34
-
68
0
0
34
0
34
34
34
Учебные недели
33
34
34
Всего часов
653
782
782
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правиламии
гигиеническими нормативами
21
23
23
34
782
23
135
2999
90
12
Учебный план НОО МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
2025-2026 учебный год
Количество часов в неделю
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
культур и светской этики
-
-
-
1
1
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Итого:
Физическая культура
3
2
2
2
9
21
22
22
23
88
0
1
1
-
2
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1
33
34
34
34
135
782
782
23
23
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур
и светской этики
Искусство
Изобразительное
искусство
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Распределение часов в
части, формируемой
участниками
образовательных
отношений
Увеличение учебных
часов, отводимых на
изучение отдельных
учебных предметов,
учебных курсов, учебных
модулей
Элективный курс
«Развитие речи»
Элективный курс
«Обучаем сочинению»
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правиламии
гигиеническими нормативами
653
с учетом
16 часов в
сентябре –
октябре
21
782
23
2999
с учетом
16 часов в
сентябре –
октябре
90
13
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
При составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по
сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный
язык (английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного
искусства, технологии, физической культуры, облегченные (с минимальной нагрузкой)
дни- среда или четверг. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные учебные
предметы проводятся на 2-м уроке; для 2 - 4-х классов на 2 -3м уроках. Контрольные
работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня не
проводится более одной контрольной работы.
Формы промежуточной аттестация
Обучение в 1-4 классах независимо от формы получения образования завершается
промежуточной аттестацией. Целью промежуточной аттестации обучающихся является
определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных
программ основного общего образования за учебный год (табл.4)
Таблица 4
Учебные предметы
/класс
2
классы
3
классы
4
классы
Контрольная работа
(диктант с
грамматическим
заданием)
Контрольная работа
на основе текста
Контрольная работа
(диктант с
грамматическим
заданием)
Контрольная работа
на основе текста
Контрольная работа
(диктант с
грамматическим
заданием)
Контрольная работа
на основе текста
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Математика
-
-
Защита
индивидуальных
/групповых проектов
Контрольная работа
Контрольная работа
Результаты ВПР
Окружающий мир
Контрольная работа
Контрольная работа
Результаты ВПР
Изобразительное
искусство
Отметка за год
Музыка
Отметка за год
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Отметка за год
Отметка за год
Отметка за год
Отметка за год
14
Физическая
культура
Отметка за год
Отметка за год
Отметка за год
Труд (технология)
Проект
Проект
Проект
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и перевода их в следующий
класс» МАОУ СОШ № 48 города Тюмени. Объем времени, отведенного на
промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных
предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей и календарным учебным
графиком начального общего образования.
В 1-ых классах проводится стартовая диагностика (2-ая неделя сентября),
промежуточная диагностика предметных умений (декабрь, май). Промежуточная
аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с безотметочной
системой оценивания. Результат промежуточной аттестации в 1-м классе представляет
собой словесно-объяснительную оценку. В мае учебного года выполняется комплексная
работа для обучающихся первых классов. По результатам ее выполнения принимается
решение об освоении/не освоении программы обучения за курс 1 класса (достижений
опорной системы знаний и овладения учебными действиями), необходимыми для
продолжения обучения во 2 классе.
Во 2–4-х классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной
аттестации являются четверти. Отметка обучающемуся за четверть выставляется на
основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и
письменных контрольных работ. Результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах
оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по
данному учебному предмету. Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое
четвертных отметок и выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с
правилами математического округления. Итоговая отметка соответствует годовой.
В 4 –х классах в рамках региональной оценки качества образования проводятся
итоговые всероссийские проверочные работы (по графику).
Распределение часов на реализацию особенностей
регионального содержания
в содержании предметов базового компонента учебного плана
на 2025-2026 учебный год
Предметы учебного плана
Русский язык
Литературное чтение
ОРКСЭ
Математика
1 класс
15
6
2 класс
15
8
3 класс
15
8
15
15
15
4 класс
15
6
12
15
15
Окружающий мир
Искусство (музыка,
изобразительное искусство)
Труд (технология)
Физическая культура
Итого 10%
8
11
13
11
13
11
7
8
6
8
69
6
8
76
6
8
76
6
8
77
16