ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предметному курсу Индивидуальный проект для 10-11 классов является составной частью основной
образовательной программы основного общегообразования (ООП ООО) МАОУ СОШ № 48 города Тюмени и составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции);
2. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
«О федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от 17.12.2010 № 1897» (с дополнениями
и изменениями в действующей редакции);
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (в действующей редакции);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность» (с дополнениями и изменениями в действующей редакции);
4. Методических рекомендаций Минпроса РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20.03.2020;
5. Программа воспитания МАОУ СОШ №48 города Тюмени;
6. Учебного плана МАОУ СОШ № 48 города Тюмени;
7. Положения о рабочих программах учителей по образовательным программам, утвержденного приказом МАОУ СОШ № 48 города
Тюмени от 01.09.2021 № 441;
8. Авторского элективного курса «Индивидуальный проект» М.В. Половкова /Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы
для профильной школы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.].- М. : Просвещение, 2019.-187 с.
.
1.Планируемые результаты изучения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата
действия и его реального продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня
усвоения. Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую
или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов
взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
планировать работу
по
реализации проектной (исследовательской)
деятельности;
реализовывать запланированные действия для достижения поставленных
целей и задач;
оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; - навыкам самопрезентации в
ходе
представления результатов проекта (исследования);
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
2.Содержание предметного курса «Индивидуальный проект» 10-11 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных
проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из
открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с
системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного
старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (8 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (10 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (6 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ (7 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта
и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению
3.Тематическое планирование предметного курса «Индивидуальный проект» в том числе с учетом программы
воспитания
№ п/п
Наименование тем (модулей)
Всего
часов
10 класс
1. Культура исследования и проектирования
Основные направления
воспитательной деятельности
и развития функциональной
грамотности
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
1
Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно
1
2
Учимся анализировать проекты
1
3
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего
1
4
Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина
1
5
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности
1
6
1
7
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы
живём
Волонтёрские проекты и сообщества
8
Анализируем проекты сверстников: социальные проекты
1
9
Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности
1
10-11
1
2
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
2. Самоопределение
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
2
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию?
Знакомимся с проектными движениями
1
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта
или исследования
3. Замысел проекта
2
20
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования
1
21
Формулирование цели проекта
1
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта
2
12-13
14
15-16
17
18-19
22-23
2
1
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
24
Роль акции в реализации проекта
1
25
Ресурсы и бюджет проекта
1
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
4
26-29
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
4. Условия реализации проекта
30-31
Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта
2
32-33
Источники финансирования проекта
2
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный
вклад каждого участника
Модели управления проектами
1
34
35
1
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
5 .Трудности реализации проекта
36-37
Переход от замысла к реализации проекта
2
38-39
Риски проекта
2
40-41
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке
пластика
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в
ресурс». Сравнение проектных замыслов
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение
2
42-43
44-45
6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных исследовательских работ
2
2
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
46
47-50
51
52
53-54
Позиция эксперта
1
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
4
Оцениваем проекты
сверстников: проект
«Разработка портативного металлоискателя»
Оценка начального
этапа исследования
7. Дополнительные возможности улучшения проекта
1
Технология как мост от идеи к продукту
2
1
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
11 класс
55-56
Видим за проектом инфраструктуру
2
57-58
Опросы как эффективный инструмент проектирования
2
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов
1
60-62
Использование видео-ролика в продвижении проекта
3
63-66
Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности
8.Презентация и защита индивидуального проекта
4
Презентация и защита индивидуального проекта
4
59
67-70
Итого
Патриотическое
Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение
70