Обновлённые ФГОС НОО, ООО. Содержание, механизмы реализауии.

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО, ООО:
СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Дмитрий Александрович Метелкин,
заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
канд. социол. наук, доцент

Правовые нормы:
• ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» №273ФЗ

Часть 4. Статья 3:
1. Государственная политика и правовое
регулирование отношений в сфере образования
основываются на следующих принципах:
…
4. единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, защита
и развитие этнокультурных особенностей и
традиций народов Российской Федерации в
условиях многонационального государства;

• Конституция РФ

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных или
муниципальных образовательных
учреждениях и на предприятиях.

2

ФГОС – ключевой регулятор содержания образования

Образовательные программы

Учебно-методические
издания (учебники и учебные
пособия)

ФГОС
Контрольно-измерительные
материалы процедур оценки
качества образования

Программы дополнительного
профессионального
образования
3

Современная единая динамично развивающаяся
система образования России
Единые подходы

Единые стандарты
образовательного
пространства страны

к формированию
содержания образования,
воспитания
детей и молодежи

Единая система
мониторинга
эффективности
деятельности
образовательных
организаций

ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

4

Обновленные ФГОС
Приводят Стандарты в соответствие
Федеральному закону «Об образовании в
Российской Федерации»
Устанавливают вариативность сроков
реализации программ (не только в сторону
увеличения, но и в сторону сокращения)

Детализируют условия реализации
образовательных программ

Конкретизированные результаты
систематизированы
5

Ключевая педагогическая задача: создание условий,
инициирующих действие обучающегося
Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях
системно-деятельностного подхода.

Личностные результаты
(ценности и мотивация)

Системнодеятельностный
подход

Ориентация на формирование
системы ценности и мотивов

Метапредметные результаты
(«soft skills»)

Три группы УУД: познавательные,
коммуникативные и регулятивные
действия

Предметные результаты

Конкретизация и систематизация
предметных результатов

Формулировки личностных
результатов:
«ценностное отношение к»
«уважительное отношение к»
«интерес к»
______________
Формулировки
метапредметных
результатов:
«находить»
«выявлять»
«устанавливать»
«выбирать»
______________
Формулировки
предметных результатов:
«осознавать»
«понимать»
«владеть»
«использовать»
«приобретение опыта»

6

Соответствие проектов ФГОС
Стратегии научно-технологического развития РФ
1. Переход к передовым
цифровым,
интеллектуальным
производственным
технологиям,
роботизированным
системами…

2. Переход к экологически
чистой и
ресурсосберегающей
энергетике…

• Общий (целевой) раздел проекта ФГОС
• Ориентированы результаты по
предмету: «Информатика», «Физика»,
«Биология», «Литература»,
«Технология»

• Личностные результаты реализации ОП
• Ориентированы результаты по
предмету «Географии», «Химии»,
«Технологии»

7

Соответствие проектов ФГОС
Стратегии научно-технологического развития РФ
3. Переход к
персонализированной
медицине,
высокотехнологичному
здравоохранению и
технологиям
здоровьесбережения…

• Общий (целевой) раздел проекта ФГОС
• Личностные результаты реализации ОП
• Ориентированы результаты по
предмету «Физика», «Биология»

4. Переход к
высокопродуктивному и
экологически чистому агро- и
аквахозяйству, разработку и
внедрение систем
рационального применения
средств химической и
биологической защиты …

• Общий (целевой) раздел проекта ФГОС
• Личностные результаты реализации ОП
• Ориентированы результаты по
предмету «География», «Биология»,
«Технология»
8

Соответствие проектов ФГОС
Стратегии научно-технологического развития РФ
5. Противодействие
техногенным, биогенным,
социокультурным угрозам,
терроризму и идеологическому
экстремизму, а также
киберугрозам и иным
источникам опасности

6. Связанность территории
Российской Федерации за счет
создания интеллектуальных
транспортных и
телекоммуникационных
систем…

• Личностные результаты реализации ОП
• Метапредметные результаты реализации ОП
• Ориентированы результаты по предмету
«Физика», «География», «Химия»,
«Биология», «Основы безопасности
жизнедеятельности» «Литература»,
«Обществознание», «Информатика»

• Ориентированы результаты по предмету
«География», «Информатика»

9

Соответствие проектов ФГОС
Стратегии научно-технологического развития РФ

7. Возможность эффективного
ответа российского общества
на большие вызовы с учетом
взаимодействия человека и
природы, человека и
технологий, социальных
институтов на современном
этапе глобального развития, в
том числе применяя методы
гуманитарных и социальных
наук

• Ориентированы
результаты по предмету
«География»,
«Обществознание»

10

Достижение целей Указа Президента № 204 от 07.05.2018
по обеспечению глобальной конкурентоспособности
российского образования

hard skills в проектах ФГОС

отражены:
 в требованиях к предметным
результатам (русский язык,
литература, иностранный
язык, математика,
информатика,
обществознание);
 в требованиях к личностным
результатам (гражданскопатриотическое воспитание,
эстетическое воспитание,
экологическое воспитание)
11

Достижение целей Указа Президента № 204 от 07.05.2018
по обеспечению глобальной конкурентоспособности
российского образования

Критическое мышление и
Креативность  требования к
метапредметным результатам
(базовые логические действия
и работа с информацией)
Коммуникация 
метапредметные компетенции
(универсальные учебные
коммуникативные действия –
общение)

soft skills в проектах ФГОС

Сотрудничество 
метапредметные компетенции
(совместная деятельность)
12

Достижение целей Указа Президента № 204 от 07.05.2018
по обеспечению глобальной конкурентоспособности
российского образования
Любознательность и
Инициативность 
требования к личностным
результатам (ценность
научного познания)
Упорство/настойчивость и
Приспособляемость 
требования к метапредметным
результатам (универсальные
коммуникативные и
регулятивные действия)

soft skills
в проектах ФГОС

Лидерство и Социальная
осведомленность 
требования к метапредметным
результатам (совместная
деятельность)
13

Детализация требований
к результатам личностным
Действующий ФГОС:

Обновленный ФГОС:

«Личностные результаты должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
…
10) формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Группы личностных результатов (по
направлениям воспитательной работы):
1. Патриотическое воспитание (4)
2. Гражданское воспитание (8)
3. Духовно-нравственное воспитание (3)
4. Эстетическое воспитание (3)
5. Воспитание ценности научного познания (3)
6. Физическое воспитание. Формирование
культуры здоровья и эмоционального
благополучия (5)
7. Трудовое воспитание (5)
8. Экологическое воспитание (5)
…

Всего = 36 конкретных формулировок
личностных результатов
14

Детализация требований
к результатам метапредметным
Действующий ФГОС:

Обновленный ФГОС:

«Метапредметные результаты
освоения основной
образовательной программы
начального общего образования
должны отражать:

1. Овладение универсальными учебными
познавательными действиями

Всего = 16
метапредметных
результатов

1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6)
1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6,
ООО - 4)
1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5)

2. Овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями
2.1. Общение (НОО – 8, ООО - 6)
2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4)

3. Овладение универсальными регулятивными
действиями
3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2)
3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3)

Всего = 33/30 конкретных результатов
15

Детализация требований
к результатам предметным (пример: биология)
Действующий ФГОС:

Обновленный ФГОС:

1) формирование системы научных знаний;
2) формирование первоначальных
систематизированных представлений;
3) приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов;
4) формирование основ экологической
грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе;
5) формирование представлений о значении
биологических наук;
6) освоение приемов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.

 характеризовать биологию как науку о живой природе;
называть признаки живого, сравнивать живое и
неживое;
 перечислять источники биологических знаний;
характеризовать значение биологических знаний для
современного человека
 применять биологические термины и понятия (в том
числе: живые тела, биология, экология, цитология,
анатомия, физиология, биологическая систематика,
клетка, ткань, орган, система органов, организм,
движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение,
раздражимость, рост, размножение, развитие, среда
обитания, природное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
и т.д., всего 15-20 конкретизированных формулировок
привязанных к части (году) изучения предмета
16

Механизмы обеспечения вариативности
образовательных программ, предусмотренные ФГОС
Механизмы вариативности
в действующем ФГОС

Механизмы вариативности
в обновленных ФГОС

Часть ОП по выбору участников
образовательного процесса

Часть ОП по выбору участников
образовательного процесса (п.16
ФГОС)

Возможность разработки
дифференцированных программ

Возможность разработки
дифференцированных программ

Возможность разработки и
реализации индивидуальных учебных
планов

Возможность разработки и
реализации индивидуальных учебных
планов (п.8)

Произвольный характер выполнения
требований к предметным
результатам для инновационных школ
(п.12)

17

Проектная деятельность в обновленных ФГОС
Часть программы
формирования
УУД

Основная форма
учебной
деятельности,
развивающая
УУД

Одно из
требований к
метапредметным
результатам

Проектная
деятельность

Оцениваемая
форма учебной
деятельности

Составная часть
требований к
предметным
результатам

18

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС
• информационных и учебных
ресурсов образовательной
организации
• учебной документации
(программы, учебные планы,
результаты промежуточных
аттестаций)
• через специальные
(адаптированные) требования к
ресурсам, используемым при
обучении детей с ОВЗ

Обеспечение
доступности

Возможность
использования

Использование
в целях

• различных носителей
информации (как
традиционных, так и цифровых)
• внешних ресурсов для
функционирования ИОС школы
(outsourcing)

• повышения эффективности и
качества реализации
образовательных программ
• повышение качества
управления образовательной
организацией

19

Введение ФГОС

1

Утверждение ФГОС НОО и ООО
май 2021 г.

Разработка ПООП
июнь-декабрь 2021 г.

Комплексный анализ готовности
введения ФГОС (региональный,
муниципальный уровень + ОО)
II полугодие 2021 г.

Поэтапное введение обновленных ФГОС
НОО и ООО, начиная с
1 сентября 2022 года переход на ФГОС до
2025-2026 г.

Условия:
действующие/нормативные

2

Определение и локализация
дефицитов

3

 В разрезе муниципалитетов и ОО

 Финансовые
 Материально-технические
 Кадровые

Планирование подготовки и перехода на
обновленные ФГОС

 Изменение НПА по бюджетному финансированию



1

Основная образовательная
программа

2

Задача по переходу
для органов управления ОО

 Формирование рабочей группы по


анализу и изменению ООП
Постановка задач по изменению
рабочих программ

3

реализации ООП
Корректировка системы мероприятий
государственных программ «Развития образования»
Корректировка государственных заданий
региональных организаций

Задача по переходу для учителя

 Анализ рабочих программ (далее – РП)
 Изменение РП в части структуры, содержания
 Формирование запроса на изменение условий
20

Обновление содержания общего образования как инструмент
повышения качества образования
2021
Обновлены
ФГОС НОО,
ФГОС ООО

2022
Обновлены
Примерные
ООП НОО,
ООП ООО

Организована
методическая
поддержка педагогов
и семей с детьми

Обновлен
ФГОС СОО
и программы
СОО

14 примерных рабочих программ
по учебным предметам НОО
1-4 классы

Всероссийские образовательные
события, Федеральные уроки
>40 000 школ

Адресная помощь школам:
методические пособия
+ серия методических видеоуроков
>9 000 школ

21 примерная рабочая программа
по учебным предметам ООО
5-9 классы

Серия всероссийских
просветительских мероприятий
>300 000 участников

Портал «Единое содержание
общего образования»
www.edsoo.ru

Универсальный тематический
классификатор для контента ЦОС
все предметы, 1-11 классы

Апробация рабочих программ
с 1 сентября 2021 г.
25 субъектов РФ

«Горячая линия» по вопросам
содержания образования
Телефон: 8 800 200 91 25

21

Целевая модель внедрения обновленного
содержания общего образования
2022 г.: внедрение обновленных образовательных программ в 1-9 классах 40,3 тыс. (100%) ОО
Примерные основные образовательные программы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ
(плановый охват в 2022/23 уч.г. > 1 млн чел.)
> 350
тыс. чел.

1С

1С

1С

> 500
тыс. чел.

> 750
тыс. чел.
0

35%

НОО (1-4 кл.)

2021/22 уч.г.: апробация в 4 000 ОО

ООО (5-9 кл.)

2022/23 уч.г.: внедрение в 40,3 тыс.
ОО

Экспертиза,
нормативное
сопровождение:

Федеральное УМО
по общему образованию

35%

50%

50%

75% 75%
500

Научнометодическое
сопровождение:

РАО

педагогические
университеты

научные
организации

Организационнометодическое
сопровождение:

ИРО

ИПК

ЦНППМ

22

Научно-методическое сопровождение ФГОС:
конструктор рабочих программ
Единая схема для программ

https://edsoo.ru/constructor/

Примерная рабочая программа основного общего образования.
1. Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общую характеристику
предмета, место предмета в учебном плане.
2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:
 личностные;
 метапредметные;
 предметные (по годам обучения).
Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного
ФГОС ООО с учетом специфики предмета.
3. Содержание учебных предметов по годам обучения.

4. Тематическое планирование.
Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

23

Единое содержание образования

Федеральные государственные
образовательные стандарты общего
образования

Детализация требований ФГОС в
методических документах

Разработка
учебников

ТРЕБОВАНИЯ

 к структуре образовательной программы
результатам
программы
 к
условиям
программы


реализации
реализации

образовательной

Для школы

Для учителя

Примерная программа
начального общего
образования

14 примерных рабочих
программ по предметам
начального общего
образования

Примерная программа
основного общего
образования

20 примерных рабочих
программ по предметам
основного общего
образования

образовательной

ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1-4 КЛАССЫ

ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5-9 КЛАССЫ

ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
10-11 КЛАССЫ

Примерная программа
среднего общего
образования

20 примерных рабочих
программ по предметам
среднего общего
образования

Разработка контрольно-измерительных материалов для процедур
оценки качества и государственной итоговой аттестации
+ ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕЗЫ ЗНАНИЙ

Критерии
экспертизы
учебников

Экспертиза учебников

Федеральный перечень
учебников

Обеспечение всех школьников
учебниками из Федерального перечня

24

Научно-методическое и технологическое
сопровождение ФГОС

Единый информационный ресурс
edsoo.ru
- размещение методических
материалов
- конструктор рабочих программ

Апробация примерных рабочих
программ с сентября 2021 г. по
апрель 2022 г.

25

ФГБНУ ИСРО РАО

Спасибо за внимание!
Готовы к сотрудничеству!
105062, г. Москва,
ул. Жуковского, 16
+7(495)621-33-74
info@instrao.ru

www.instrao.ru
26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.