Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы
от 31.08.2022 г., протокол №1;
Руководитель Шарова Т.С.
СОГЛАСОВАНО
заместителем директора по УВР
Михайловой А.А. 31.08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 48
города Тюмени № 466 от 31.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
9 класс
Автор-составитель:
Ломова В.А., учитель русского языка и литературы
г. Тюмень, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции);
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;
3.
Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
•
«О федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от 17.12.2010 № 1897» (с
дополнениями и изменениями в действующей редакции);
•
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015» (в действующей
редакции);
•
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям,
осуществляющим образовательную деятельность» (с дополнениями и изменениями в действующей редакции) от 20.05.2020 № 254;
4.
Методических рекомендаций Минпроса РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20.03.2020;
5.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ФУМО, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в
редакции протокола №1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) и Примерной
основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
6.
Программы воспитания МАОУ СОШ №48 города Тюмени;
7.
Учебного плана МАОУ СОШ № 48 города Тюмени;
8.
Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666»;
9.
Родная русская литература: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А.
Аристова, Н.В. Беляева и др. – М.: Просвещение, 2021.
Родной язык (русский) и родная литература (русская) предусмотрены к изучению в 9 классе - родная литература (русская) в
объеме 0,5 часа и родной язык (русский) в объеме 0,5 часа.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности
эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности,
активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению
и
поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и
по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
с
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной
войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских
эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле
собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения
различными способами её обработки и презентации.
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Родные просторы (1 ч)
И.З.Суриков «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская», «В степи».
П.А.Вяземский «Степь»
А.П.Чехов «Степь»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (6 ч)
Праздники русского мира (3 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Тепло родного дома (2 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Проектная деятельность (1 ч)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Проектная деятельность (1 ч)
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
Блок
Тема
часов
Гроза двенадцатого года
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
6
2
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов (в сокращении)
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
2
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»
Города земли русской
Родные просторы
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Степь в произведениях русских классиков
И.З.Суриков «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская», «В степи».
П.А.Вяземский «Степь»
А.П.Чехов «Степь»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»
2
6
3
Праздники русского мира
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
Проектная деятельность
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы Родина
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Загадки русской души
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
2
1
5
2
1
1
О ваших ровесниках
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)
Проектная деятельность
1
ИТОГО:
17
Приложение 1
№
Тема урока
1
Гроза
двенадцатого года
Песня «Как не две
тученьки не две
грозныя…»
(русская народная
песня)
А. С. Пушкин.
«Полководец»,
«Бородинская
годовщина»
(фрагмент)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ), 9 КЛАСС
Тип
Планируемые результаты
урока
Предметные
Метапредметные
Личностные
Урок
проведение смыслового
Познавательные: осознает воспитание
открытия
анализа текста;
познавательную задачу,
российской
нового
использование
читает и слушает, извлекает гражданской
знания
различных видов чтения нужную информацию
идентичности:
Регулятивные: принимает любовь и уважение
и сохраняет учебную
Отечеству, чувство
задачу; планирует (в
гордости за свою
сотрудничестве с учителем Родину
и одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Коммуникативные:
задает вопросы, слушает и
отвечает на вопросы
других; формулирует
собственные мысли,
высказывает и
обосновывает свою точку
зрения.
проведение смыслового
Познавательные:
усвоение
анализа текста;
понимает информацию,
гуманистических и
использование
представленную в
традиционных
различных видов чтения изобразительной,
ценностей
схематичной, модельной
многонационального
форме.
российского общества
Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную
задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или
План
Факт
самостоятельно)
необходимые действия.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах
Познавательные:
понимает информацию,
использует знаковосимволические средства
для решения различных
учебных задач.
Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную
задачу; планирует.
Коммуникативные:
строит небольшие
монологические
высказывания
2
И. И. Лажечников.
«Новобранец 1812
года» (фрагмент)
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
воспитание чувства
долга и
ответственности
перед Родиной
3
Петербург в
русской
литературе:
А. С. Пушкин.
«Город пышный,
город
бедный…»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
воспитание
российской
гражданской
идентичности: любовь
и уважение
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину
4
О. Э.
Мандельштам.
«Петербургские
строфы»
Урок
открытия
нового
знания
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
5
А. А. Ахматова.
«Стихи о
Петербурге»
Урок
открытия
проведение смыслового
анализа текста;
Познавательные: уметь
строить сообщение
усвоение
гуманистических и
традиционных
6
(«Вновь Исакий в
облаченьи…»)
Д. С. Самойлов.
«Над Невой»
(«Весь
город в плавных
разворотах…»)
нового
знания
использование
различных видов чтения
Степь раздольная.
И.З.Суриков «Уж
ты, степь ли моя,
степь
Моздокская…», «В
степи»
П.А.Вяземский
«Степь»
А.П.Чехов «Степь»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
ценностей
многонационального
российского общества
воспитание
российской
гражданской
идентичности: любовь
и уважение
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину
воспитание
российской
гражданской
идентичности: любовь
и уважение
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину
7
Августовские
Спасы.
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
8
К. Д. Бальмонт.
«Первый спас»
9
Е. А. Евтушенко.
«Само упало
яблоко с
небес…»
Б. А. Ахмадулина.
«Ночь упаданья
яблок»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
10
Родительский дом:
А. П. Платонов.
«На заре туманной
юности» (главы)
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
усвоение
гуманистических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества
воспитание чувства
долга и
ответственности
перед Родиной
усвоение
гуманистических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из
повести
«Последний
поклон»)
Проектная
деятельность
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
Урок
контроля
Закрепить пройденный
материал
13
Великая
Отечественная
война:
Н. П. Майоров.
«Мы».
М. В. Кульчицкий.
«Мечтатель,
фантазёр, лентяйзавистник!..»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
14
Ю. М. Нагибин.
«Ваганов»
Е. И. Носов.
«Переправа»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
11
12
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
воспитание чувства
долга и
ответственности
перед Родиной
Воспитание
российской
гражданской
идентичности: любовь
и уважение
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину
Усвоение
гуманистических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества
15
16
Судьбы русских
эмигрантов:
Б. К. Зайцев.
«Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко.
«Русское
искусство»
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
Урок
открытия
нового
знания
проведение смыслового
анализа текста;
использование
различных видов чтения
Урок
контроля
Закрепить пройденный
материал
Прощание с
детством:
Ю. И. Коваль. «От
Красных ворот»
(фрагмент)
17
Проектная
деятельность
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
Познавательные: уметь
строить сообщение
исследовательского
характера в устной форме.
Регулятивные:
формировать ситуацию
рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: уметь
проявлять активность для
решения коммуникативных
и познавательных задач.
воспитание чувства
долга и
ответственности
перед Родиной
воспитание
российской
гражданской
идентичности: любовь
и уважение
Отечеству, чувство
гордости за свою
Родину
усвоение
гуманистических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества