ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № 22 от 21.06.2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от 24.06.2024 № 68 Положение о профильном медицинском классе 1. Общие положения 1.1. Положение о профильном медицинском классе (далее - Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022г. № 568 «О внесении изменений в федеральный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034); - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; - письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22); - письмо Министерства Просвещения России от 01 июня 2023 № АБ2324/05 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации». Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования; - распоряжение Правительства Тюменской области от 16 сентября 2019 г. № 1155-рп «Об утверждении перечня приоритетных для Тюменской области групп компетенций и компетенций опережающей профессиональной подготовки» (Социальная сфера: Лабораторный медицинский анализ, Медицинский и социальный уход); - приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 23 ноября 2023 г. №1237/ОД «О профильных медицинских классах»; 1.2. Положение регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности в медицинских классах, обеспечивающих профильное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей в соответствии с образовательной программой среднего общего образования при дифференциации с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.3. Профильный медицинский класс организуется в целях: - популяризации биолого-химического (медицинского) образования; - развития системы профильного обучения естественно-научной (медицинской) направленности в МАОУ СОШ № 48 города Тюмени; - формирования у обучающихся устойчивого интереса к медицинским профессиям посредством профильной и практической подготовки обучающихся, их вовлечения в систему непрерывного медицинского образования. 1.4. Основные задачи: - сформировать у обучающихся представление о востребованных профессиях в области здравоохранения и социальных услуг с учетом региональных кадровых потребностей, запросов работодателей и требований к компетенциям специалистов; реализовать практико-ориентированное обучение на основе взаимодействия с социальными партнерами, в том числе в сетевой форме; - содействовать развитию проектной и исследовательской деятельности в области здравоохранения и социальных услуг с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся; обеспечить участие обучающихся медицинских классов в профессиональных пробах; - способствовать развитию надпрофессиональных навыков в сфере волонтерской (добровольческой) деятельности; - содействовать интеграции обучающихся в профессиональное сообщество; - создать условия для профессионального роста педагогических работников медицинских классов, трансляции актуальных образовательных практик, эффективных педагогических инструментов и технологий. 1.5. Профильный медицинский класс формируется на базе муниципальной автономной общеобразовательной организации по итогам подачи заявки региональному оператору. 2. Определение статуса профильного медицинского класса в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования 2.1. Статус профильного медицинского класса определяется в соответствии с данным Положением и закрепляется приказом руководителя общеобразовательной организации. 2.2. Профильный медицинский класс организуется в общеобразовательной организации, в которую зачислен обучающийся на уровень среднего общего образования (далее - базовая образовательная организация) в рамках естественнонаучного профиля. 2.3. Основными условиями формирования профильного медицинского класса являются; - выбор обучающегося и (или) его родителей (законных представителей); - положительное заключение о результатах индивидуального отбора поступающих-на обучение в профильный медицинский класс - кадровые условия в образовательной организации; - материально-технические условия в образовательной организации; - учебно-методические условия в образовательной организации. 3. Организация деятельности 3.1. Функционирование профильного медицинского класса ориентировано на обучение и воспитание обучающихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющих учитывать их интересы, склонности, способности в соответствии с жизненными планами, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 3.2. Срок обучения в профильном медицинском классе -2 года (10-11 класс). 3.3. Профильное обучение в медицинском классе может быть реализовано посредством: - изучения отдельных учебных предметов, элективных курсов, дисциплин (модулей) в рамках одной и (или) нескольких предметных областей по выбору обучающихся по программам углубленного изучения; - организации внеурочной деятельности обучающихся; - организации воспитательной деятельности как сетевого взаимодействия в рамках рабочей программы воспитания; - организации дополнительного образования по общеразвивающим или предпрофессиональным программам; - организации и проведения проектной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся. 3.4. В зависимости от условий, созданных в образовательной организации, образовательная программа профильного медицинского класса может быть реализована на основе различных моделей: - внутришкольной за счет интеграции всех видов деятельности (урочной, внеурочной, профориентационной, воспитательной) и (или) программ разных видов (основной и дополнительной); - сетевой за счет интеграции ресурсов и конвергенции возможностей образовательной организации/организаций, осуществляющих образовательную деятельность/иных организаций. 3.5. При организации обучения в сетевой форме независимо от объема и сроков реализации образовательной программы обязательно заключение договора о сетевой форме реализации основной образовательной программы. 3.6. При организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам обязательно заключение договора по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с приказом Минпросвещения России от 16.09.2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 3.7. Формирование профильного медицинского класса регламентируется Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3.8. В случаях и в порядке, предусмотренных в п. 5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при зачислении обучающихся в профильный медицинский класс может быть организован индивидуальный отбор. 3.9. Обучающиеся, решившие изменить профиль обучения и (или) испытывающие трудности в обучении в профильном медицинском классе, на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей), рекомендации педагогического коллектива в течение сентября могут переводиться для продолжения обучения в класс другого профиля. 3.10. Обучающиеся, решившие изменить профиль обучения по окончании первого полугодия 10 класса, на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей), по представлению администрации и рекомендации учителей-предметников могут быть переведены для продолжения обучения в класс другого профиля в случае успешного прохождения текушей и промежуточной аттестации по учебным предметам, входящим в учебный план вновь выбранного профиля, или сдачи зачетов для ликвидации пробелов в знаниях по предметам, не входящим ранее в профиль. 4. Содержание обучения в профильных медицинских классах 4.1. Организация образовательного процесса реализуется посредством: учебного плана образовательной организации; - организации внеурочной деятельности; - организации дополнительного образования; - организации воспитательной работы; - организации профессионального обучения; - организации проектной, исследовательской и творческой деятельности; - организации практики, профессиональных проб, участия в волонтерском движении. 4.2. Нагрузка обучающихся профильного медицинского класса не должна превышать максимальный объем учебной нагрузки, установленной ФГОС среднего общего образования, и требований санитарных норм и правил. 4.3. Режим занятий обучающихся профильного медицинского класса определяется расписанием учебных занятий. 4.4. Содержание учебных предметов может определяться инвариантной частью учебного плана ООП СОО в рамках углубленного изучения профильных предметов. 4.5. Содержание профильных учебных предметов определяется выбранным профилем обучения. Профильными предметами являются: «Биология», «Химия». 4.6. Элективные курсы в медицинском классе поддерживают изучение профильных учебных предметов и предоставляют возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального — самоопределения. В учебном плане - обязательно предусматривается элективный курс «Индивидуальный проект». 4.7. При реализации содержания образовательной программы профильного медицинского класса в сетевых формах учебный план разрабатывается на основе п. 18.3. ФГОС СОО. В качестве сетевого партнера (организации/участника) выступают: - общеобразовательные организации; - образовательные организации высшего образования; - профессиональные образовательные организации; - организации дополнительного профессионального образования; -учреждения здравоохранения, научные организации, организации дополнительного образования и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 4.8. Учебники, учебные пособия по профильным (углубленным) предметам выбираются учителями-предметниками, список учебников и учебных пособий согласовывается на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации. 4.9. Преподавание предметов ведется по рабочим программам базового или углубленного уровня, разработанным в соответствии с ООП СОО, примерными или авторскими программами, согласованными на педагогическом совете и утвержденными приказом руководителя общеобразовательной организации. 5. Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся профильного медицинского класса 5.1. Результаты деятельности обучающихся определяются содержанием ООП СОО, которая не может противоречить требованиям к результатам обучения, изложенным во ФГОС СОО. 5.2. Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся профильного медицинского класса, организованного по оптимизационной (внутришкольной) модели обучения, определяется локальным — актом общеобразовательной организации, 5.3. Порядок текущей, промежуточной и итоговой аттестации для сетевых форм реализации ООП СОО определяется локальным актом той организации, которая проводит обучение по программе. 5.4. Результат внеурочной деятельности обучающихся регламентирует порядок зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО, Положением о порядке зачета результатов освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности.. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений 6.1. Обучающиеся профильного медицинского класса имеют право: - на выбор профиля обучения; - выбор элективных курсов; - выбор курсов внеурочной деятельности; - переход в другие профильные классы по согласованию с педагогическим советом (на основании п. 3.10 и 3.11 настоящего Положения). 6.2. Обучающийся обязан посещать занятия согласно учебному плану и расписанию образовательной организации. 6.3. Учитель-предметник имеет право: - на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, - самостоятельный выбор тематики элективных курсов, - самостоятельный выбор тематики курсов внеурочной деятельности. 6.4. Учитель-предметник обязан: - разрабатывать рабочие программы по учебным предметам базового и углубленного уровней; - разрабатывать рабочие программы элективных курсов; - разрабатывать рабочие программы курсов внеурочной деятельности; - устанавливать график проектно-исследовательской деятельности обучающихся в пределах установленных сроков. 7. Управление профильным медицинским классом 7.1. Деятельность профильного медицинского класса организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. 7.2. Общее руководство профильным обучением осуществляет представитель образовательной организации, назначенный приказом руководителя образовательной организации. 7.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляет классный — руководитель/тьютор, назначаемый — приказом руководителя образовательной организации. 7.4. Учетные записи и ведение журнала в профильном медицинском классе регламентируются Положением о ведении журнала образовательной организации. 8. Документация и отчетность 8.1. Образовательная организация должна иметь следующие документы: - положение о профильном медицинском классе; - положение об индивидуальном отборе в профильный медицинский класс; - договор о сетевых формах реализации образовательных программ (если выбрана сетевая модель обучения); - заявление обучающегося о выборе профиля; - учебный план и план внеурочной деятельности; - рабочие программы по внеурочным, элективным/факультативным курсам; - календарный учебный график и график воспитательных мероприятий; - расписание предметов и внеурочных/элективных/факультативных курсов; - рабочие программы по учебным предметам; - журнал учета результатов обучения по предметам/дисциплинам и внеурочным/элективным/факультативным курсам; - положение о портфолио обучающегося. 8.2. Обучающиеся должны иметь: - проектную работу (не менее одной за два года на уровне среднего общего образования); - портфолио старшеклассника (результат индивидуальной творческой работы).