Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
общественно-научного цикла
Протокол № 1 «30» августа 2023г.
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
Летягиной Е.Н.,«30» августа 2023г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ №48
города Тюмени № 145
от «30» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11 класс
(базовый уровень)
Автор-составитель:
Мальцева Н.К., Менг О.В.,
учителя истории и обществознания
г. Тюмень, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса базового уровня является частью основной образовательной программы среднего
общего образования (ООП СОО) МАОУ СОШ №48 города Тюмени и составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (в действующей редакции);
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413»;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования»;
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2021 №115» (в действующей редакции);
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 07.10.2022 №888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 №653 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО»;
7. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная 24.12.2018 г. на коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации
8. Программы воспитания МАОУ СОШ №48 города Тюмени;
9. Учебного плана МАОУ СОШ №48 города Тюмени, утвержденного приказом МАОУ СОШ №48 города Тюмени от 01.06.2023
№103;
10. Положения о рабочих программах по учебному предмету педагогов, утвержденного приказом МАОУ СОШ №48 города Тюмени от
30.08.2023 №144;
11. Федеральной рабочей программы среднего общего образования «Обществознание» (базовый уровень) для 10-11-х классов.
Программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, с учётом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Для реализации программы используются учебники учебной линии: Обществознание. Боголюбов Л.Н. и др. (10-11) (Базовый)
Автор: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И.и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание 10-11 кл. –
М.: Просвещение, 2019-2021
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодёжи в современное
общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей многонационального
российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования на уровне среднего общего образования являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и
гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества, соответствующей современному
уровню научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательной программы, представленным в ФГОС СОО;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных
источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских задач, а
также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования обществознание раскрывает теоретические знания, факты
социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека, его права, свободы и
обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве
социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты межличностного и других видов
социального взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского
общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими
специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:
определение учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями
учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на современном этапе, особенностей финансового поведения,
перспектив и прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
обеспечение развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности и при выборе профессии; включение в содержание предмета полноценного материала о современном
российском обществе, об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам
глобализации;
расширение возможностей самопрезентации обучающихся, мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания обществознания на базовом уровне среднего общего образования от содержания предшествующего уровня
заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные
с выбором профессии;
расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и
возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом среднего общего образования общее количество рекомендованных учебных часов на изучение
обществознания составляет 136 часов, по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Введение
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная
структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители.
Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста. Экономическое
развитие. Экономические циклы. Причины циклического развития.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы спроса и предложения. Рыночные
структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.
Фирма в экономике. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое
дело.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежнокредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Финансы в экономике. Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Что такое государственная экономика. Международная торговля. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической
деятельности
Социальная сфера
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальные
интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ.
Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живем.
Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России.
Рождаемость и смертность. Миграция.
Политическая жизнь общества.
Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические
отношения. Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим.
Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Местное самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий.
Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль
идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического
поведения.
Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.
Политическая культура.
Заключение
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов 21 века. Возможная альтернатива. Постиндустриальное (информационное)
общество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин;
9) эмоциональный интеллект:
сформированность самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
сформированность саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
сформированность внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные
социальные роли;
сформированность эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
сформированность социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать;
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность;
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по обществознанию (базовый уровень):
владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах социальной
мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом
регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений;
экологическом законодательстве, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
Уметь определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия:
социальные общности, социальные группы и отношения между ними, социальная стратификация, социальное неравенство,
социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация, социальные нормы,
социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политическая власть, политический институт, политические
отношения, политическая система, государство, национальная безопасность, политическая культура, политическая элита,
политическое лидерство, политический процесс, право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права,
правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт, законодательный процесс,
правовой статус, гражданство Российской Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть, социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальные общности и группы; виды социальной мобильности; типы
семьи; социальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в современном
мире; формы государства; политические партии; виды политического лидерства, избирательных и партийных систем, политических
идеологий; правовые нормы; отрасли и институты права; источники права; нормативные правовые акты; виды правовых отношений;
правонарушения; виды юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина Российской Федерации;
конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы защиты гражданских прав, правоохранительные органы;
организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности работников и
работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и обязанности налогоплательщиков;
виды административных правонарушений и наказаний; экологические правонарушения; способы защиты права на благоприятную
окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном праве.
Уметь устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры личности и ее политического поведения, системы права,
нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали; государства и права;
действия правовых регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании
общественных отношений в Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения социального неравенства;
социальных конфликтов; отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности за него;
абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права; социального контроля; государства, субъектов и органов
государственной власти в Российской Федерации; политических партий; средств массовой информации в политической жизни
общества; правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,
графиках.
Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический, сравнительно-правовой
метод, политическое прогнозирование.
Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии
российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерации, правовом регулировании общественных
процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера,
публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию
из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев,
делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации».
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с использованием полученных знаний о структуре общества,
социальных отношениях, политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, представлять ее
результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных
технологий в решении раз-личных задач при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях,
политической сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по проблемам социальной
мобильности, ее форм и каналов в современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития семьи; участия
субъектов политики в политическом процессе; опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод
человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о социальной структуре российского общества; роли семьи в
жизни личности и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре политической системы; роли Интернета в
современной политической коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка; юридической ответственности
за совершение правонарушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений несовершеннолетних
работников; особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
социальных конфликтах, включая этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке социально незащищенных
слоев общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе
Российской Федерации на современном этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской Федерации;
государственной службе и статусе государственного служащего; основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных услуг;
порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защите
трудовых прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях налогоплательщика;
принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, зафиксированных в законодательстве Российской
Федерации; находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том числе в
цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности.
Оценивать социальную информацию по проблемам социальных отношений, политической жизни общества, правового
регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации;
соотносить различные оценки социального взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся в
источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том
числе норм морали и права.
Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права, ценностей; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п
Раздел/
Тема
количеств
о часов
1.1
Введение в курс
«Обществознание 11
класс».
Глава 1.
Роль
Экономич экономики в
еская
жизни
жизнь
общества
общества
26 часов
2.1
Ко Виды деятельности/ контроль
ли
чес
тво
час
ов
1
2
Владеть знаниями об экономике как науке и хозяйстве.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«экономическая система», «экономический рост»,
«экономический цикл», «ограниченность ресурсов», «валовой
внутренний продукт».
Определять различные смыслы многозначных понятий
«экономика», «собственность».
Классифицировать типы экономических систем.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
факторов долгосрочного экономического роста, причин и
последствий циклического развития экономики при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний.
Приводить примеры взаимосвязи главных вопросов экономики,
основных макроэкономических показателей и показателей
качества жизни.
Представлять в виде схемы взаимосвязи различных путей
достижения экономического роста, в виде графика кривую
производственных возможностей.
Устанавливать взаимосвязь развития общества и его
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Основные
направления
воспитательной
деятельности и
функциональной
грамотности
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
11/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-11klass
2.2
Экономика:
наука и
хозяйство
2
экономической жизни при изучении экономической жизни
общества на основе анализа, социального прогнозирования,
объяснять основные тенденции развития экономической сферы.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблеме определения путей достижения экономического
роста (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
проблеме ограниченности экономических ресурсов и
необходимости экономического выбора, сущности
циклического развития экономики для объяснения явлений
социальной действительности
Владеть знаниями об экономике как науке и хозяйстве.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«экономическая система», «экономический рост»,
«экономический цикл», «ограниченность ресурсов», «валовой
внутренний продукт».
Определять различные смыслы многозначных понятий
«экономика», «собственность».
Классифицировать типы экономических систем.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
факторов долгосрочного экономического роста, причин и
последствий циклического развития экономики при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний.
Приводить примеры взаимосвязи главных вопросов экономики,
основных макроэкономических показателей и показателей
качества жизни.
Представлять в виде схемы взаимосвязи различных путей
достижения экономического роста, в виде графика кривую
производственных возможностей.
Устанавливать взаимосвязь развития общества и его
экономической жизни при изучении экономической жизни
общества на основе анализа, социального прогнозирования,
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
11/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-11klass
2.3
Экономически
й рост и
развитие
2
объяснять основные тенденции развития экономической сферы.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблеме определения путей достижения экономического
роста (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
проблеме ограниченности экономических ресурсов и
необходимости экономического выбора, сущности
циклического развития экономики для объяснения явлений
социальной действительности
Владеть знаниями об экономике как науке и хозяйстве.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«экономическая система», «экономический рост»,
«экономический цикл», «ограниченность ресурсов», «валовой
внутренний продукт».
Определять различные смыслы многозначных понятий
«экономика», «собственность».
Классифицировать типы экономических систем.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
факторов долгосрочного экономического роста, причин и
последствий циклического развития экономики при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний.
Приводить примеры взаимосвязи главных вопросов экономики,
основных макроэкономических показателей и показателей
качества жизни.
Представлять в виде схемы взаимосвязи различных путей
достижения экономического роста, в виде графика кривую
производственных возможностей.
Устанавливать взаимосвязь развития общества и его
экономической жизни при изучении экономической жизни
общества на основе анализа, социального прогнозирования,
объяснять основные тенденции развития экономической сферы.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
11/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-11klass
2.4
Рыночные
отношения в
экономике
2
проблеме определения путей достижения экономического
роста (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
проблеме ограниченности экономических ресурсов и
необходимости экономического выбора, сущности
циклического развития экономики для объяснения явлений
социальной действительности
Владеть знаниями об особенностях рыночных отношений в
современной экономике, о государственной политике
поддержки конкуренции.
Классифицировать типы рыночных структур, виды
безработицы, рынки ресурсов производства.
Выявлять функциональные связи в деятельности различных
видов рынков.
Приводить примеры взаимосвязи спроса и предложения.
Характеризовать причины и последствия безработицы.
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
действии экономического механизма функционирования рынка
для объяснения явлений социальной действительности,
конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта об особенностях
трудоустройства молодежи в условиях конкуренции на рынке
труда.
Оценивать социальную информацию по проблемам развития
экономической жизни общества, определять степень ее
достоверности, соотносить различные оценки направлений и
методов экономической политики государства, текущих
экономических событий в России и в мире, давать оценку
действиям участников экономики и их способностям в
типичных ситуациях сознательно выполнять моральноправовые требования общества и нести ответственность за
свою деятельность
https://xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai/materials/seriyavideourokov-finansovayagramota/
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/obshchiestvo
znaniie-10-11-klassekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
Интеллектуальн
ое, финансовая
грамотность
2.5
2.6
Фирма в
экономике
Правовые
основы
предпринимате
льской
деятельности
2
2
Владеть знаниями о роли предприятий в экономическом
развитии страны, важнейших показателях эффективности их
деятельности.
Классифицировать факторы производства, виды издержек
производства, источники финансирования предприятия.
Характеризовать социально-экономические функции
предпринимательства.
Использовать экономические знания для успешного
выполнения типичных социальных ролей (производитель,
потребитель, собственник), ориентации в актуальных
экономических событиях, определения личной гражданской
позиции в экономической деятельности.
Конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта об использовании
мер государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации, о выборе
способов рационального экономического поведения людей.
Создавать типологии видов предпринимательской
деятельности, видов издержек производства на основе
предложенных критериев.
Оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности,
сформированности социально ценных мотивов выбора средств
достижения целей экономической деятельности,
ответственности за принятые экономические решения для себя,
своего окружения, общества в целом
Владеть знаниями о роли предприятий в экономическом
развитии страны, важнейших показателях эффективности их
деятельности.
Классифицировать факторы производства, виды издержек
производства, источники финансирования предприятия.
Характеризовать социально-экономические функции
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
2.7
Слагаемые
успеха в
бизнесе
2
предпринимательства.
Использовать экономические знания для успешного
выполнения типичных социальных ролей (производитель,
потребитель, собственник), ориентации в актуальных
экономических событиях, определения личной гражданской
позиции в экономической деятельности.
Конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта об использовании
мер государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации, о выборе
способов рационального экономического поведения людей.
Создавать типологии видов предпринимательской
деятельности, видов издержек производства на основе
предложенных критериев.
Оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности,
сформированности социально ценных мотивов выбора средств
достижения целей экономической деятельности,
ответственности за принятые экономические решения для себя,
своего окружения, общества в целом
Владеть знаниями об особенностях профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценности патриотизма и служения Отечеству,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и
свобод человека, коллективизма.
Устанавливать причинно-следственные связи между
экономической деятельностью и проблемами устойчивого
развития.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблемам взаимосвязи экономической свободы и социальной
ответственности (опираясь на социальные ценности)
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
2.8
2.9
Экономика и
государство
Финансы в
экономике
2
2
Владеть знаниями о (об) роли государства в экономике, роли
государственного бюджета в реализации полномочий органов
государственной власти, этапах бюджетного процесса,
механизмах принятия бюджетных решений, особенностях
государственной политики импортозамещения.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«общественные блага», «государственный бюджет».
Классифицировать механизмы государственного
регулирования экономики.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
производства и потребления общественных благ, воздействия
внешних эффектов при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблемам роли государства в экономике, цифровизации
экономики (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
методах фискальной политики государства для объяснения
явлений социальной действительности
Владеть знаниями о финансовых институтах, банковской
системе.
Характеризовать причины и последствия инфляции, функции
Центрального банка Российской Федерации, финансовых
институтов.
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
финансовых технологиях и финансовой безопасности,
монетарной политике для объяснения явлений социальной
действительности. Находить, анализировать и использовать
информацию для принятия ответственных решений по
достижению финансовых целей и управлению личными
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/finansovaiaghramotnost-10-11-klassyfgos
https://resh.edu.ru/subject/24/
финансами при реализации прав и обязанностей потребителя
финансовых услуг с учетом основных способов снижения
рисков и правил личной финансовой безопасности
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
2.10
2.11
Занятость и
безработица
Мировая
экономика
2
2
Определять смысл, различать признаки научного понятия
«международное разделение труда».
Анализировать и оценивать противоречивые последствия
экономической глобализации.
Представлять в виде диаграммы структуру экспорта и импорта
России.
Применять полученные экономические знания для анализа
социальной информации о проблемах, современных
тенденциях, направлениях и механизмах экономического
развития, полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах и в СМИ.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблеме выбора методов государственного регулирования
внешней торговли (опираясь на социальные ценности)
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
Определять смысл, различать признаки научного понятия
«международное разделение труда».
Анализировать и оценивать противоречивые последствия
экономической глобализации.
Представлять в виде диаграммы структуру экспорта и импорта
России.
Применять полученные экономические знания для анализа
социальной информации о проблемах, современных
тенденциях, направлениях и механизмах экономического
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
2.12
2.13
Экономическая
культура
Практикум к
главе 1
2
1
развития, полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах и в СМИ.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблеме выбора методов государственного регулирования
внешней торговли (опираясь на социальные ценности)
textbook/society
Владеть знаниями об особенностях профессиональной
деятельности в экономической и финансовой сферах.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценности патриотизма и служения Отечеству,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и
свобод человека, коллективизма.
Устанавливать причинно-следственные связи между
экономической деятельностью и проблемами устойчивого
развития.
Формулировать собственные суждения и аргументы по
проблемам взаимосвязи экономической свободы и социальной
ответственности (опираясь на социальные ценности)
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
Осуществлять с опорой на базовые экономические знания и
ценностные ориентиры учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
экономической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
Повторительно
-обобщающий
урок по теме
«Экономическа
я жизнь
общества»
2.14
1
Осуществлять с опорой на базовые экономические знания и
ценностные ориентиры учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
экономической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/o Интеллектуальн
bschestvoznanie/obshchiestvo ое, финансовая
znaniie-10-11-klassграмотность
ekonomika/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
3.1
Глава 2.
Социальн
ая сфера
16 часов
Социальная
структура
общества
2
Владеть знаниями о социальной структуре общества.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«социальные общности», «социальная стратификация»,
«социальное неравенство», «социальная группа».
Классифицировать социальные общности и группы.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальной структуры.
Объяснять причинно-следственные связи при описании
социальной структуры, социальной стратификации и
социального неравенства.
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
социальной структуре российского общества для объяснения
явлений социальной действительности.
Владеть знаниями о социальных отношениях, политике
государственной поддержки социально незащищенных слоев
Гражданскопатриотическое,
правовая
https://uchi.ru/middle_school/ грамотность
textbook/society
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
3.2
3.3
Социальные
2
нормы и
отклоняющееся
поведение
Нации и
межнациональ
ные отношения
2
общества в Российской Федерации
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценность норм морали и нравственности.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«социальные нормы», «социальный контроль» и
«самоконтроль».
Классифицировать социальные нормы.
Характеризовать причины и последствия отклоняющегося
(девиантного) поведения.
Характеризовать функции социальных норм, социального
контроля.
Представлять социальные нормы, формы социальных девиаций
в виде схем.
Создавать типологии социальных норм, форм социальных
девиаций на основе предложенных критериев.
Формулировать на основе приобретенных знаний о структуре
общества и социальных взаимодействиях собственные
суждения и аргументы по проблемам конформизма (опираясь
на социальные ценности).
Давать оценку действиям людей с точки зрения социальных
норм.
Оценивать собственное поведение с точки зрения социальных
норм, включая нормы морали и права.
Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность алкоголизма и наркомании
Владеть знаниями о государственной политике Российской
Федерации в сфере межнациональных отношений.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценность исторического единства народов России.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«социальные общности», «этническая общность», «нация».
Определять различные смыслы многозначного понятия
«нация».
Правовое
воспитание и
культура
https://uchi.ru/middle_school/ безопасности,
textbook/society
правовая
грамотность
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Гражданскопатриотическое,
гражданская
https://uchi.ru/middle_school/ грамотность
textbook/society
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10-
3.4
Семья и быт
2
Классифицировать виды миграционных процессов в
современном мире.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных отношений, при изложении собственных суждений
и построении устных и письменных высказываний.
Применять знания, полученные при изучении
межнациональных отношений, для взаимодействия с
представителями других национальностей при решении
жизненных задач, для анализа социальной информации о
национальной политике в Российской Федерации, полученной
из источников разного типа, включая официальные публикации
на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные
правовые акты, государственные документы стратегического
характера, публикации в СМИ.
Формулировать на основе приобретенных знаний о структуре
общества и социальных взаимодействиях собственные
суждения и аргументы по проблемам миграционных процессов
в современном мире (опираясь на социальные ценности).
Конкретизировать теоретические положения о
конституционных принципах национальной политики в
Российской Федерации фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта.
Оценивать социальную информацию по проблемам
межнациональных отношений, в том числе поступающую по
каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации
Владеть знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценность семьи.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«семья» и «брак».
Определять различные смыслы многозначных понятий «семья
klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Воспитание
семейных
ценностей,
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
3.5
Гендер –
социальный
пол
2
как малая группа» и «семья как социальный институт».
Классифицировать типы семьи.
Характеризовать функции семьи.
Представлять функции семьи в форме таблицы.
Проводить анализ результатов социологических опросов о
тенденциях развития семьи в современном мире при изучении
семьи как социального института.
Применять знания для анализа социальной информации о
мерах государственной поддержки семьи в Российской
Федерации, полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера,
публикации в СМИ.
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные
суждения и аргументы по проблемам тенденций развития
семьи в современном мире (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
роли семьи в жизни личности и в развитии общества для
объяснения явлений социальной действительности.
Конкретизировать теоретические положения о
государственных мерах социальной поддержки семьи в
Российской Федерации фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«социальный статус», «социальная роль», «социальная
мобильность».
Классифицировать виды социальной мобильности.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных отношений; при изложении собственных суждений
и построении устных и письменных высказываний.
Проводить сравнение видов и каналов социальной
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Формирование
коммуникативно
й культуры,
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10-
3.6
3.7
Молодежь в
современном
обществе
Демографическ
ая ситуация в
современной
2
2
мобильности в современном российском обществе.
Использовать знания о социальных ролях в целях успешного
выполнения ролей, свойственных одиннадцатиклассникам:
учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуг и др.
Формулировать на основе приобретенных знаний о структуре
общества и социальных взаимодействиях собственные
суждения и аргументы по проблемам положения индивида в
обществе, социальной мобильности, ее видов и каналов
(опираясь на социальные ценности).
Создавать типологии видов социальной мобильности на основе
предложенных критериев
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«социальный статус», «социальная роль», «социальная
мобильность».
Классифицировать виды социальной мобильности.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных отношений; при изложении собственных суждений
и построении устных и письменных высказываний.
Проводить сравнение видов и каналов социальной
мобильности в современном российском обществе.
Использовать знания о социальных ролях в целях успешного
выполнения ролей, свойственных одиннадцатиклассникам:
учащегося, члена семьи, потребителя финансовых услуг и др.
Формулировать на основе приобретенных знаний о структуре
общества и социальных взаимодействиях собственные
суждения и аргументы по проблемам положения индивида в
обществе, социальной мобильности, ее видов и каналов
(опираясь на социальные ценности).
Создавать типологии видов социальной мобильности на основе
предложенных критериев
Владеть знаниями о поддержке семьи в Российской Федерации.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценность семьи.
klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Формирование
коммуникативно
й культуры,
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
Воспитание
семейных
ценностей,
России
3.8
Практикум к
главе 2
1
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«семья» и «брак».
Определять различные смыслы многозначных понятий «семья
как малая группа» и «семья как социальный институт».
Классифицировать типы семьи.
Характеризовать функции семьи.
Представлять функции семьи в форме таблицы.
Проводить анализ результатов социологических опросов о
тенденциях развития семьи в современном мире при изучении
семьи как социального института.
Применять знания для анализа социальной информации о
мерах государственной поддержки семьи в Российской
Федерации, полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные документы стратегического характера,
публикации в СМИ.
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные
суждения и аргументы по проблемам тенденций развития
семьи в современном мире (опираясь на социальные ценности).
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
роли семьи в жизни личности и в развитии общества для
объяснения явлений социальной действительности.
Конкретизировать теоретические положения о
государственных мерах социальной поддержки семьи в
Российской Федерации фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Формирование
коммуникативно
й культуры,
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
Повторительно
-обобщающий
урок по теме
«Социальная
сфера»
3.9
1
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
Формирование
коммуникативно
й культуры,
https://uchi.ru/middle_school/ читательская
textbook/society
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/o
bschestvoznanie/10-class/
4.1
Глава 3.
Политиче
ская
жизнь
общества.
22 часа
Политика и
власть
2
Определять различные смыслы многозначного понятия
«власть».
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«политическая власть», «политический институт»,
«политические отношения».
Приводить примеры взаимосвязи политической сферы и других
сфер жизни общества.
Использовать ключевые понятия, теоретические положения об
особенностях политической власти для объяснения явлений
социальной действительности.
Оценивать социальную информацию по проблемам
политической жизни общества, в том числе поступающую по
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10-
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
4.2
4.3
Политическая
система
Гражданское
общество и
правовое
государство
2
2
каналам сетевых коммуникаций; определять степень
достоверности информации
Владеть знаниями о структуре и функциях политической
системы общества.
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«политическая система», «государство».
Классифицировать формы государства.
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
структуры политической системы; при изложении собственных
суждений и построении устных и письменных высказываний.
Устанавливать и объяснять функциональные и иерархические
связи при описании формы государства: форм правления,
государственно-территориального устройства, политических
режимов.
Характеризовать функции государства.
Представлять в виде схемы структуру политической системы, в
форме таблицы компоненты формы государства.
При изучении структуры политической системы на основе
анализа и сравнения объяснять роль государства в
политической системе.
Использовать теоретические положения о структуре
политической системы, функциях государства для объяснения
явлений социальной действительности.
Создавать типологию форм государства на основе
предложенных критериев
Владеть знаниями о направлениях государственной политики
Российской Федерации; конституционном статусе и
полномочиях органов государственной власти.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценности общественной стабильности и
целостности государства.
Определять смысл понятия «национальная безопасность».
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
4.4
Демократическ
ие выборы
2
направлений государственной политики в Российской
Федерации, включая антикоррупционную политику,
противодействие экстремизму, стратегию национальной
безопасности, при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний.
Устанавливать функциональные и иерархические связи статуса
и полномочий федерального центра и субъектов Российской
Федерации.
Характеризовать причины и последствия преобразований в
политической сфере в Российской Федерации.
Характеризовать функции органов государственной власти в
Российской Федерации.
Представлять в виде схемы систему высших органов
государственной власти, в форме таблицы информацию о
порядке их формирования и полномочиях.
Формулировать собственные суждения и аргументы об
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней (опираясь
на социальные ценности).
Конкретизировать теоретические положения об основах
конституционного строя Российской Федерации; о
федеративном устройстве и политической системе Российской
Федерации на современном этапе; государственном
суверенитете Российской Федерации; государственной службе
и статусе государственного служащего социальными фактами и
модельными ситуациями.
Выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные способы противодействия коррупции
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке типов
избирательных систем при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний.
Характеризовать причины преобразований избирательной
системы в Российской Федерации.
Оценивать роль социологических опросов и политического
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
4.5
4.6
Политические
партии и
партийные
системы
Политическая
элита и
политическое
лидерство
2
2
прогнозирования при описании избирательной кампании.
Использовать знания об избирательной системе в Российской
Федерации в целях успешного выполнения в будущем
социальной роли избирателя.
Конкретизировать теоретические положения об избирательной
системе в Российской Федерации социальными фактами.
Создавать типологию избирательных систем на основе
предложенных критериев
Использовать понятийный аппарат при анализе и оценке типов
избирательных систем при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний.
Характеризовать причины преобразований избирательной
системы в Российской Федерации.
Оценивать роль социологических опросов и политического
прогнозирования при описании избирательной кампании.
Использовать знания об избирательной системе в Российской
Федерации в целях успешного выполнения в будущем
социальной роли избирателя.
Конкретизировать теоретические положения об избирательной
системе в Российской Федерации социальными фактами.
Создавать типологию избирательных систем на основе
предложенных критериев
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«политическая элита», «политическое лидерство».
Применять знания, полученные при изучении политического
процесса, для анализа социальной информации о политическом
развитии российского общества.
Формулировать собственные суждения и аргументы об участии
субъектов политики в политическом процессе (опираясь на
социальные ценности).
Создавать типологии политической элиты, видов
политического лидерства, партийных систем на основе
предложенных критериев.
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
4.7
4.8
Политическое
сознание
Политическое
2
2
Определять степень достоверности информации, соотносить
различные оценки политических событий, содержащиеся в
источниках информации.
Давать оценку действиям граждан, политической элиты,
политических лидеров в политической сфере, основываясь на
нормах морали и права
Определять смысл понятия «политическая культура».
Характеризовать функции СМИ в политической
коммуникации.
Характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
в том числе ценность человеческой жизни, патриотизм и
служение Отечеству, права и свободы человека, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей
Родины, общественную стабильность и целостность
государства.
Классифицировать виды политических идеологий.
Использовать ключевые понятия, теоретические положения о
роли Интернета в современной политической коммуникации
для объяснения явлений социальной действительности.
Объяснять причинно-следственные связи между политической
культурой личности и ее политическим поведением.
Представлять в виде схемы факторы, влияющие на
формирование политической культуры личности.
Проводить анализ и сравнение идейно-политических течений
современности при изучении политической идеологии.
Вести целенаправленный поиск необходимых сведений о роли
идейно-политических течений современности в политике.
Использовать знания о политической социализации и
политической культуре личности для ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской
позиции
Определять смысл, различать признаки научных понятий
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
Гражданско-
поведение
4.9
Политический
процесс и
культура
политического
участия
2
«политический процесс», «политическая элита», «политическое
лидерство».
Характеризовать функции политических партий в
политической жизни общества, функции СМИ в политике.
Применять знания, полученные при изучении политического
процесса, для анализа социальной информации о политическом
развитии российского общества.
Формулировать собственные суждения и аргументы об участии
субъектов политики в политическом процессе при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний (опираясь на социальные ценности).
Определять степень достоверности информации, соотносить
различные оценки политических событий, содержащиеся в
источниках информации.
Создавать типологию видов партийных систем на основе
предложенных критериев
Определять смысл, различать признаки научных понятий
«политический процесс», «политическая элита», «политическое
лидерство».
Характеризовать функции политических партий в
политической жизни общества, функции СМИ в политике.
Применять знания, полученные при изучении политического
процесса, для анализа социальной информации о политическом
развитии российского общества.
Формулировать собственные суждения и аргументы об участии
субъектов политики в политическом процессе при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний (опираясь на социальные ценности).
Определять степень достоверности информации, соотносить
различные оценки политических событий, содержащиеся в
источниках информации.
Создавать типологию видов партийных систем на основе
предложенных критериев
5-2-politicheskayasistema.html
патриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
4.10
Заключение:
взгляд в
будущее
1
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
4.11
Практикум к
главе 3.
1
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
4.12
Повторительно
-обобщающий
урок по теме
«Политическая
жизнь
1
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
https://resh.edu.ru/subject/24/
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
общества».
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
5.1
Защита проектов и
творческих работ по курсу
«Обществознание 11
класс».
1
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную
деятельность с опорой на полученные знания о политической
сфере и ценностные ориентиры, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
политологической и междисциплинарной направленности
https://videouroki.net/video/1
5-2-politicheskayasistema.html
Гражданскопатриотическое,
правовая
грамотность
https://resh.edu.ru/subject/24/
10/
https://uchi.ru/middle_school/
textbook/society
https://www.yaklass.ru/p/obs
hchestvoznanie#program-10klass
Итоговое повторение и
обобщение материала по
курсу «Обществознание 11
класс».
5.3 Подведение итогов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
5.2
1
1
68
Приложение 1.
Оценочные и методические материалы основной образовательной программы среднего общего образования
Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации в МАОУ СОШ №48 г. Тюмени проводится в соответствии с
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, размещенном
на официальном сайте образовательной организации МАОУ СОШ № 48 г. Тюмени (48.tyumenschool.ru)
Текущий контроль проводится: в виде тестирования, письменной проверочной работы, самостоятельной работы, практической
работы, устного опроса; по обществознанию оцениваются также творческие и исследовательские проекты.
Основу оценочных процедур составляет универсальный кодификатор для процедур оценки качества образования, разработанный
ФИПИ: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/241959901-9
В таблице представлены оценочные средства (оценочные материалы), применяемые в рамках текущего контроля
Перечень используемых оценочных средств
Перечень используемых методических
Класс/ Программа
(оценочных материалов)/ КИМы
материалов
Федеральная рабочая
программа среднего общего
образования по
обществознанию для 10-11
классов базовый уровень
11/ Рабочая программа.
Обществознание 11 класс
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/universkodifikatory-oko#!/tab/241959901-9
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.Ю. Лазебникова/
под ред. Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 10-11
классы. Программы общеобразовательных
учреждений. М.: «Просвещение», 2022.
Рекомендована Министерством образования РФ
Школьный словарь по обществознанию / под
редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И.Аверьянова. М.:
Просвещение, 2021
Учебник Обществознание. 11 класс: учеб.
для общеобразовательных учреждений/
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,
Лазебникова А.Ю. и др. /Под ред.
Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. - 3-е
изд. - М.: Просвещение, 2019-2021 гг.
Учебник: Право: учебник для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений/ А.Ф.
Никитин, Т.И. Никитина - М.: Дрофа,
2021г.
Учебник: Хасбулатов Р.И. «Экономика»
(базовый и углублённый уровни): Учебник
для 10-11 классов. общеобразоват.
учреждений.- М.: Дрофа, 2021г.