Приложение 2 к приказу МАОУ СОШ № 48 города Тюмени от 18.06.2024 № 64 УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 48 города Тюмени имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева на 2024-2025 учебный год Основное общее образование Срок освоения 5 лет Обновлѐнный ФГОС ООО г. Тюмень, 2024 Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план) МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 20242025 учебный год скорректирован на основании приказов Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» от 27.12.2023 № 1028, от 22.01.2024 № 31, от 19.02.2024 № 110. Основой для разработки и реализации учебного плана являются нормативные документы: Федеральные законы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции); 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в действующей редакции); 3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ (в действующей редакции); 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (с изменениями и дополнениями); 5. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утверждѐнная приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 года № 993 (с изменениями и дополнениями); Приказы Министерства просвещения Российской Федерации: 1. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» в редакции приказа № 119 от 21.02.2024. 2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 3. Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; 4. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2. 5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления (СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28. Указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации, национальные стратегии 1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; 2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 3. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 с изменениями от 15.03.2021; 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» с изменениями от 16.05.2022. Законы Тюменской области 1. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 328 «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области» (в действующей редакции); 2. Закон Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» Принят областной Думой 28 декабря 2004 года № 331 (в действующей редакции); Инструктивно-методические письма и распорядительные документы Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства и Департамента образования и науки Тюменской области 1. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ). 2. Письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 N 03-870 «О направлении информации». 3. Методические рекомендации Минпроса РФ по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20.03.2020 № ГД39/04; 4. Методические рекомендации Минпроса РФ 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ»; 5. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»; 6. Постановление Правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 года № 451-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие культуры» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов (с изменениями на 02 марта 2020 года)». 7. Распоряжение правительства Тюменской области «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» от 22 октября 2012 года № 2162 в редакции распоряжения Правительства Тюменской области 31 мая 2017 года №575-рп; Локальные акты образовательной организации 1. Устав образовательной организации. 2. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся. 3. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МАОУ СОШ № 48 города Тюмени использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне. В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели. Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом от 19.03.2024 № 171. Учебный план МАОУ СОШ № 48 города Тюмени не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» и изучение предмета «Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. Осуществляется деление классов на две группы по учебным предметам «Труд (технология)» в 5-7 по гендерному принципу и «Информатика» в 7-9 классах с учетом норм по предельно допустимой наполняемости учебного кабинета. Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для увеличения учебных часов, предусмотренных на пропедевтику и изучение предмета «Информатика»: в формате элективного курса в 5 -6 классах, дополнительным часом в 7-м классе. Дополнительное время в 8 и 9 классе распределено как 1,5 и 0,5 соответственно с целью реализации в полном объѐме углублѐнной программы освоения предмета на уровне основного общего образования. Особое место в учебном плане занимают курсы внеурочной занятости: «Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах; «Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х классах «Функциональная грамотность»– отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах; Формирование составляющих функциональной грамотности как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление реализуется через применение системы заданий, приѐмов на учебных и внеурочных занятиях по принципу синтезирования всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Максимальный объем недельной аудиторной нагрузки определяется образовательной программой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (далее – СанПиН), при этом допускается использовать шестой учебный день недели для реализации вариативной части образовательной программы. Суммарное число часов, указанных в учебном плане определяет объем учебной нагрузки ученика при 5-дневной учебной неделе. В шестой учебный день недели организуются консультации, индивидуальная работа с обучающимися, внеклассная работа, работа кружков, секций и клубов, дополнительные образовательные услуги. За пять лет обучения на уровне ООО учебный план реализуется за 5253 при максимально допустимых 5338. Начало учебных занятий в МАОУ СОШ № 48 города Тюмени с 08.00, окончание – не позднее 19.00; школа реализует нелинейное динамическое расписание. Между началом занятий по внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв продолжительностью не менее 40 минут. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не превышает величину максимальной недельной образовательной нагрузки по СанПиН: для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков. Реализация учебного плана осуществляется по смешанной модели: в рамках одного предмета могут использоваться как очные, так и дистанционные форматы проведения учебных занятий, что регулируется современной образовательной политикой Российской Федерации Учебный план МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 2024-2025 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных обновлѐнными ФГОС ООО. Согласно тенденциям образовательной политики Тюменской области, обновлѐнные ФГОС ООО приняты к реализации с 01.09.2022. В 2024-2025 учебном году обновлѐнный стандарт распространяется на образовательную на всю ступен основного общего образования. Предметная область «Русский язык и литература» Русский язык преподаѐтся в количестве 5 часов в 5 классах, 6 часов в 6 классах, 4 часов в 7 классах, 3 часов в 8 и 9 классах по рабочей программе, сконструированной на основе рабочей программы основного общего образования. Русский язык (для 5-9 классов образовательных учреждений). Литература изучается в 5, 6, 9 классах в количестве 3 часов, в 7,8 классах – 2 часов по рабочей программе, сконструированной на основе рабочей программы основного общего образования. Литература (для 5-9 классов образовательных учреждений). Изучение предметной области «Русский язык и литература» - ориентировано на освоение русского языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации Предметная область «Иностранные языки» В рамках предметной области «Иностранные языки» предусмотрено изучение английского языка через реализацию программ, рекомендованных по ФГОС ООО, по иностранному языку Преподавание иностранных языков осуществляется в условиях целого класса. Изучение предметной области «Иностранные языки» нацелено на формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию, а также развитию коммуникативных навыков в многонациональных условиях сосуществования современной цивилизации. Предметная область «Математика и информатика» Представлена в обязательной части в 5-6 классах предметом «Математика», в 7-9 классах «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». На изучение алгебры отводится 3 часа, на изучение геометрии - 2 часа, на изучение вероятности и статистики – 1 час. Определяемый учебным планом объѐм преподавания предметов предметной области «Математика и информатика» предусматривает формирование логического мышления, обучение навыкам математического моделирования, поиска решений новых задачи, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий. При обучении математике особое внимание уделяется именно самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой математического образования в контексте математической грамотностью как составляющей функциональной грамотности. Рабочие программы по предмету «Математика» реализуются с использованием рабочей программы основного общего образования «Математика». Базовый уровень (для 5-9 классов образовательных организаций). Согласно распоряжению Правительства Тюменской области «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» от 22.10.2012 г. №2162–рп. (с изменениями и дополнениями) в МАОУ СОШ № 48 города Тюмени реализуется информационно-технологическое направление обучения (п.1.1.15 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 города Тюмени (предметная специализация - информатика и ИКТ, математика). С целью реализации данного направления, предмет «Информатика» преподаѐтся на углублѐнном уровне. Для реализации программы по информатике на уровне основного общего образования используется рабочая программа основного общего образования «Информатика». Углублѐнный уровень. 7-9 кл. 2022. Информационно-технологическое направление на уровне ООО реализуется через ведение элективного курса по информатике в 5-6-х классах и развитие информационных компетенций через расширение предметной составляющей в 89 классах. Предметная область «Общественно-научные предметы» Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов. Изучение предмета «Обществознание» с 6-го по 9-й класс реализуется в количестве 1 часа в неделю, что позволяет освоить основные аспекты духовнонравственной культуры, предусмотренные программой обществознания: человек, семья, семейные отношения, дружба, труд в жизни человека, творчество, Родина, гражданин, межнациональные отношения. В рамках курса обществознания классах изучается сквозной тематический модуль «Финансовая грамотность». Целью изучения является формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. Основные содержательные линии модуля «Финансовая грамотность», как компонента функциональной грамотности в рамках предмета «Обществознание»: • Деньги, их история, виды, функции; • Семейный бюджет; • Экономические отношения семьи и государства; • Семья и финансовый бизнес; • Собственный бизнес. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики потребителей и производителей; тематический блок «Экономика» направлен на углубление знаний учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Предмет «География» изучается во всех классах основного общего образования: в 5-6 классах в количестве 1 часа в неделю, в 7-9 классах – в количестве 2 часов в неделю. Рабочие программы для 5-7-х классов разработаны на основе рабочей программы основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных учреждений). Москва. 2021. Интеграция антикоррупционного просвещения учащихся наиболее эффективна при включении в содержание учебных предметов «История», «Обществознание», «Литература». Это обеспечивает тесную связь теоретических знаний в части правового воспитания и образования учащихся с практическим опытом их реализации. Позволяет обобщить знания по ряду учебных предметов с целью формирования компетенций поведения в условиях конфликтных и антиправовых ситуаций. Обеспечивает возможность конкретизации нравственноэтических категорий через художественные образы. Это позволяет достичь присвоения ценностных и поведенческих ориентиров посредством приобретения знаний об обществе, государстве и праве, в том числе и о коррупции как социально-юридическом явлении, сформировать чувство уважения к закону, развивая компетенция межличностного взаимодействия, систему ценностных ориентиров, за основу которых принимается нравственно-правовое регулирование общественной жизни, формируются навыки применения гражданско-правовых знаний. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» На уровне основного общего образования, как логическое продолжение курса ОРКСЭ в начальном общем образовании, в рамках ФГОС ООО предусмотрено изучение основ духовно-нравственной культуры народов России (далее – ОДНКНР) в объеме 1 час в неделю в 5 и 6 классах в соответствии с письмом Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации». Изучение ОДНКНР предусматривает воспитание российской гражданской идентичности, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и Тюменской области; формирование представлений об основах светской этики, основ религиозных культур народов России, их роли в развитии истории человечества, России и родного края, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему глобальных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ООО. Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Предметная область «Естественнонаучные предметы» Представлена биологией с 5-го класса, физикой с 7-го и химией с 8-го класса. Химия изучается в количестве 2 часов в неделю, биология в 5-7-х классах по 1 часу, в 8-9-х классах по 2 часа в неделю, физика в 7-8-х классах по 2 часа в неделю, в 9-ом классе – 3 часа в неделю. Изучение предметов предметной области «Естественнонаучные предметы» ориентировано на формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач, т.е. ключевых компонентов естественнонаучной грамотности в структуре функциональной грамотности современного человека. Образовательная область «Искусство» Представлена учебными предметами «Музыка» в 5-8-х классах (1 час) и «Изобразительное искусство» в 5-7-х классах (1 час) по программам: Основные задачи реализации образовательных программ предметной области «Искусство» - осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению что заключено в компоненте глобальных компетенций функциональной грамотности. Предметная область «Технология» В процессе обучения труду/технологии обеспечивается формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать за дачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т.д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предмет «Труд (технология)» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаѐт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Труд (технология) преподаѐтся в количестве 2-х часов в неделю в 5-7-х классах, в количестве 1-го часа в неделю в 8-х классах в обязательной части учебного плана по рабочей программе основного общего образования Технология. Для 5-9 классов образовательных учреждений. М.: 2021 При изучении предмета «Труд (технология)» с 5-го класса по 7-й предусмотрено деление на группы по гендерному признаку и проведение занятий в специализированных кабинетах. В 8-9-м классах деление не предусмотрено. Предметная область «Физическая культура» В предметной области «Физическая культура» изучается интегрированный курс физической подготовки, основ спорта, освоения комплекса ГТО. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Предмет «Физическая культура» преподаѐтся в количестве 2 часов в неделю. Для сохранения объѐмов двигательной активности подростков, третий час физической культуры реализуется через внеурочную деятельность. Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» преподаѐтся в 8 и 9 классах в количестве 1 часа в неделю. Основные задачи: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учѐтом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей. В рамках предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (далее – ОБЗР) в соответствии с ФОП в редакции Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» от 27.12.2023 № 1028, от 22.01.2024 № 31, от 19.02.2024 № 110 для учащихся 8-х классов предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все юноши 8 классов, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья (практическая часть). Преподавание обучающимся начальных знаний в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности и защиты Родины» и завершается ежегодными учебными сборами с целью обучения начальным знаниям в области обороны и подготовке по основам военной службы. Изучение региональных особенностей Тюменской области осуществляется в преподавании отдельных тем краеведческой, экологической, исторической, экономической, культурной, языковой, конфессиональной направленности, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, формирования принципов здорового образа жизни соответствующих учебных предметах: «Литература», «История», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Обществознание», ОБЗР, ИЗО, «Музыка». Изучение тематики национально-регионального содержания (этнокультурных, исторических, экономических, географических, культурных особенностей Тюменской области) осуществляется модульно в рамках общеобразовательных предметов. При формировании рабочих программ педагоги самостоятельно определяют наличие необходимости в изучении данного содержания (в зависимости от возраста детей, особенностей классов, социокультурного окружения и др.) и объѐм, порядок и время, отведенное на изучение указанных тем. На изучение национально-регионального содержания отводится до 10% от общего количества часов ряда общеобразовательных предметов (табл.1). Таблица 1 Количество часов, отведѐнных в отдельных предметах на изучение региональных особенностей Тюменской области Предметы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Биология География ИЗО 3 3 7 12 9 7 12 9 7 10 10 9 9 Предметы Музыка История Литература ОБЗР Обществознание Физика Химия 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 7 3 10 7 4 12 7 7 7 5 5 5 7 8 7 9 5 5 5 9 9 9 5 10 9 Ученый план основного общего образования сформирован с целью реализации основной образовательной программы основного общего образования школы, разработанной в соответствии с требованиями обновлѐнного ФГОС ООО. Учебный план включает две части: обязательную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (табл. 2,3). Таблица 2 Учебный план ООО МАОУ СОШ № 48 города Тюмени Предметные Учебные предметы, Количество часов в неделю области курсы и модули 5 6 7 8 9 Всего Обязательная часть Русский язык и Русский язык 170 204 136 102 102 714 литература Литература 102 102 68 68 102 442 Иностранные языки Иностранный язык 102 102 102 102 102 510 (английский) Математика и Математика 170 170 0 0 0 340 информатика Алгебра 0 0 102 102 102 306 Геометрия 0 0 68 68 68 204 Вероятность и 0 0 34 34 34 102 статистика Информатика 0 0 34 34 34 102 ОбщественноИстория 68 68 68 68 85 357 научные предметы Обществознание 0 34 34 34 34 136 География 34 34 68 68 68 272 Естественнонаучные Физика 0 0 68 68 102 238 предметы Химия 0 0 0 68 68 136 Биология 34 34 34 68 68 238 Основы духовноОсновы духовнонравственной нравственной культуры 34 34 0 0 0 68 культуры народов народов России России Искусство Изобразительное 34 34 34 0 0 102 искусство Музыка 34 34 34 34 0 136 Технология Труд (технология) 68 68 68 34 34 272 Физическая Физическая культура 68 68 68 68 68 340 культура Основы Основы безопасности и безопасности и защиты Родины 0 0 0 34 34 68 защиты Родины Итого 918 986 1020 1071 1105 5083 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Информатика 0 0 34 51 17 102 Элективный курс «Введение в информатику» 34 34 0 0 0 68 Итого 34 34 34 51 17 170 Всего за год 952 1020 1054 1105 1122 5253 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в 986 1020 1088 1122 1122 5338 соответствии с действующими СанПиН Таблица 3 Учебный план ООО МАОУ СОШ № 48 города Тюмени 2024-2025 учебный год Предметные области Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучн ые предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Учебные предметы, Количество часов в неделю модули, курсы 5 6 7 8 9 Всего Обязательная часть Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 (английский) Математика 5 5 10 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и 1 1 1 3 статистика Информатика 1 1 1 3 История 2 2 2 2 2,5 10,5 Обществознание 1 1 1 1 4 География 1 1 2 2 2 8 Физика 2 2 3 7 Химия 2 2 4 Биология 1 1 1 2 2 7 Основы духовно1 1 2 нравственной культуры народов России Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 3 1 1 2 Технология 1 Физическая 2 культура Основы Основы безопасности и 1 1 безопасности и защиты Родины защиты Родины Итого 27 29 30 31 32,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Информатика 1 1,5 0,5 Элективный курс «Введение в информатику» 1 1 Итого 1 1 1 1,5 0,5 Всего за год 28 30 31 32,5 33 Максимально допустимая недельная 29 30 32 33 33 нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими СанПиН 4 8 10 2 149,5 3 2 5 154,5 157 Формы промежуточной аттестация Обучение в 5-9 классах независимо от формы получения образования завершается промежуточной аттестацией. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных программ основного общего образования за учебный год (табл.4) Таблица 4 Формы промежуточной аттестация по классам обучения Классы/ форма промежуточной аттестации 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Русский язык Результаты ВПР Результаты ВПР Результаты ВПР Результаты ВПР Комбинированна Комбинированна Комбинированна Итоговая я контрольная я контрольная я контрольная контрольная Литература работа на основе работа на основе работа на основе работа на основе текста текста текста текста Комбинированна Комбинированна Комбинированна Комбинированна я контрольная я контрольная я контрольная я контрольная Иностранный работа: работа: работа: работа: язык аудирование, аудирование, аудирование, аудирование, (английский) чтение, чтение, чтение, чтение, грамматика, грамматика, грамматика, грамматика, лексика лексика лексика лексика Математика Результаты ВПР Результаты ВПР Алгебра, Комбинированна Комбинированна вероятность и я работа в я работа в статистика формате ВПР формате ВПР Геометрия Устный экзамен Устный экзамен Итоговая Итоговая Информатика контрольная контрольная работа работа Комбинированна Комбинированна Комбинированна Комбинированна История я контрольная я контрольная я контрольная я контрольная работа работа работа работа ОДНКНР Проект Проект Обществознание Результаты ВПР Результаты ВПР Результаты ВПР Комбинированна Комбинированна Комбинированна Комбинированна География я контрольная я контрольная я контрольная я контрольная работа работа работа работа Физика Результаты ВПР Результаты ВПР Химия Результаты ВПР Биология Результаты ВПР Результаты ВПР Результаты ВПР Результаты ВПР Музыка Отметка за год Отметка за год Отметка за год Отметка за год ИЗО Отметка за год Отметка за год Отметка за год Отметка за год Технология Проект Проект Проект Проект Физическая Отметка за год Отметка за год Отметка за год Отметка за год культура Основы Отметка за год безопасности и защиты Родины Промежуточная аттестация в 9-х классах осуществляется по текущим оценкам по каждому предмету учебного плана. Итоговая аттестация в 9-х классах проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, и иными соответствующими нормативными документами федерального уровня в редакции, действующей на текущий момент. . Таблица 5 Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ основного общего образования МАОУ СОШ № 48 города Тюмени на 2024-2025учебный год № ФП 1.1.2.3.1.1.1 1.1.2.6.3.1.1 1.1.2.8.1.1.1 1.1.2.5.1.1.1 1.1.2.1.2.1.1 1.1.2.4.1.1.1 1.1.2.8.2.1.1 1.1.2.1.1.1.1 1.1.2.9.1.1.1 1.1.2.3.1.1.2 1.1.2.6.3.1.2 1.1.2.8.1.1.2 1.1.2.5.1.1.1 1.1.2.5.1.2.2 Наименование учебника Английский язык: 5-й класс: базовый уровень Биология: 5-й класс: базовый уровень Изобразительное искусство: 5-й класс: учебник История. Всеобщая история. История Древнего мира: 5-й класс: учебник Литература: 5-й класс: учебник: в 2 частях Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях Музыка: 5 класс Автор/авторский коллектив Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и другие Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. Горяева Н.А., Островская О.В.; под ред. Неменского Б.М. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Русский язык: 5 класс (в 2 частях) Технология: 5 класс: учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и другие Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г.; под ред. Пасечника В.В. Неменская Л.А.; под ред. Неменского Б.М. Английский язык: 6-й класс: базовый уровень Биология: 6-й класс: базовый уровень Изобразительное искусство: 6-й класс: учебник История России: 6-й класс: учебник: в 2 частях История. Всеобщая история. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В. Агибалова Е.В., Донской Г.М.; под редакцией Класс 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 6 6 Издательство ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство Год издания 2023-2024 2023-2024 2023-2024 2023-2024 2023-2024 2024 2023 2024 2023 2023-2024 2023-2024 2023 2023 2023 № ФП Автор/авторский коллектив Сванидзе А.А. 1.1.2.7.2.1.2 Наименование учебника История Средних веков: 6-й класс: учебник Литература: 6-й класс: учебник: в 2 частях Математика: 6-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях Музыка: 6 класс 1.1.2.5.2.1.1 Обществознание: 6 класс 1.1.2.1.1.1.2 Русский язык: 6-й класс: в 2 частях Технология: 6 класс: учебник Боголюбов Л.Н., Рутковская Е.Л., Иванова Л.Ф. и другие Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. 1.1.2.1.2.1.2 1.1.2.4.1.1.2 1.1.2.8.1.1.2 1.1.2.3.1.1.3 1.1.2.6.3.1.3 1.1.2.5.1.1.3 1.1.2.5.3.1.2 1.1.2.8.1.1.3 2.1.2.4.2.2.1 1.1.2.5.1.1.7 1.1.2.1.2.1.3 1.1.2.4.1.1.3 Английский язык: 7 класс: базовый уровень Биология: 7 класс: базовый уровень Всеобщая история. История Нового времени География. 7 класс Изобразительное искусство: 7 класс Информатика: 7 класс: углублѐнный уровень История России: 7 класс (в 2 частях) Литература: 7-й класс: учебник: в 2 частях Математика. Алгебра: 7-й класс: базовый уровень: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г. и др. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М./Под ред. Искендерова А.А. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Аквилянов Н.А. Класс 6 6 6 6 6 6 7 7 7 7 7 7 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./Под ред. Торкунова А.В. Коровина В.Я., Журавлѐв В.П., Коровин В.И. 7 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и другие; под редакцией Теляковского С.А. 7 7 Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" Год издания 2024 2024 2023 2023-2024 2023-2024 2023 2022-2023 2024 2022-2023 2024 2022 2022 2021-2022 2022-2024 2022-2023 № ФП 1.1.2.8.2.1.3 Наименование учебника учебник Музыка: 7 класс 1.1.2.5.2.1.2 Обществознание: 7 класс 1.1.2.1.1.1.3 Русский язык: 7 класс 1.1.2.9.1.1.3 Технология: 7 класс 1.1.2.6.1.1.1 Физика: 7 класс 1.1.2.3.1.1.4 Английский язык. 8 класс: базовый уровень Биология: 8 класс: базовый уровень Всеобщая история. История Нового времени География: 8 класс 1.1.2.6.3.1.4 1.1.2.5.1.1.4 1.1.2.5.3.1.3 1.1.2.8.2.1.4 Информатика: 8 класс: углублѐнный уровень История России: 8 класс (в 2 частях) Литература: 8-й класс: учебник: в 2 частях Математика: алгебра: 8-й класс: базовый уровень Музыка: 8 класс 1.1.2.5.2.1.3 Обществознание: 8 класс 1.1.2.1.1.1.4 Русский язык: 8 класс 1.1.2.4.4.2.2 1.1.2.5.1.1.8 1.1.2.1.2.1.4 1.1.2.4.2.3.2 Автор/авторский коллектив Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и др. Перышкин И.М., Иванов А.И. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г. и др. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие Босова Л.Л., Босова А.Ю., Аквилянов Н.А. Класс 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./Под ред. Торкунова А.В. Коровина В.Я., Журавлѐв В.П., Коровин В.И. 8 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и другие; под редакцией Теляковского С.А. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 8 Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов 8 8 8 8 Издательство ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство Год издания 2022 2023-2024 2023-2024 2022 2022-2024 2020-2023 2021-2024 2020-2023 2022 2022 2022 2023-2024 2023 2021 2021-2024 2021-2024 № ФП Наименование учебника 1.1.2.5.1.10.2 Физика: 8 класс 1.1.2.5.3.5.1 Химия: 8 класс 1.1.2.10.2.2.4 . Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник; 3-е издание, переработанное Английский язык. 9 класс: базовый уровень Биология: 9 класс: базовый уровень Всеобщая история. Новейшая история 1.1.2.3.1.1.5 1.1.2.6.3.1.5 1.1.2.5.1.1.5 1.1.2.5.3.1.4 География: 9 класс 2.1.2.4.2.2.3 1.1.2.5.2.1.4 Информатика: 9 класс: углублѐнный уровень История России: 9 класс (в 2 частях) Литература: 9-й класс: учебник: в 2 частях Математика: алгебра: 9-й класс: базовый уровень Обществознание: 9 класс 1.1.2.1.1.1.5 Русский язык: 9 класс 1.1.2.6.1.1.3 Физика: 9 класс 1.1.2.5.1.1.9 1.1.2.1.2.1.5 1.1.2.4.2.3.3 Автор/авторский коллектив Л.Ю. и другие Перышкин И.М., Иванов А.И. Габриелян О.С., Остродумов И.Н., Сладков С.А. Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и другие; под редакцией Егорова С.Н. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Пасечник В.В., Каменский А.А. Швецов Г.Г. /Под ред. Пасечника В.В. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и другие; под редакцией Искендерова А.А. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./Под ред. Торкунова А.В. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я. Колягин Ю.М., Ткачѐва М.В., Фѐдорова Н.Е. и др. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Лобанов И.А. и др. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие Перышкин И.М., Гутник Е.М., Иванов А.И., Петрова М.А. Класс 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 Издательство "Просвещение" ОАО «Издательство «Просвещение» ОАО «Издательство «Просвещение» ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО «Издательство» Просвещение" ОАО «Издательство» Просвещение" АО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" Год издания 2021-2024 2024 2021 2020-2021 2020 2020-2021 2021 2020 2021 2021-2024 2020-2021 2020 2021-2024 2021 № ФП 1.1.2.5.3.5.2 Наименование учебника Химия: 9 класс Автор/авторский коллектив Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 1.1.2.10.2.2.5 . Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник; 3-е издание, переработанное География: 5-6-е классы: Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И. и другие; под редакцией Егорова С.Н. 1.1.2.5.3.1.1 1.1.2.10.1.1.1 1.1.2.4.3.5.1 1.1.2.4.1.3.1. 1.1.2.4.2.1.1 1.1.2.7.1.3.4 1.1.2.8.1.1.2 Физическая культура: 5-7 классы Геометрия. 7-9 классы Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях Математика: геометрия: 7-9. Базовый уровень Технология: 8-9 классы Физическая культура: 8-9 классы Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие Матвеев А.П. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В. Атанасян А.С., Бутузов В.Я., Кадомцев С.Б. Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие Лях В.И. Класс 9 9 5-6 5-7 7-9 7-9 7-9 8-9 8-9 Издательство ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО "Издательство "Просвещение" ОАО «Издательство «Просвещение» ОАО «Издательство «Просвещение» Год издания 2021 2021 2023-2024 2023 2022 2023-2024 2024 2024 2021