Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ №48
города Тюмени
от «___» ________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Смысловое чтение»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся 5- 6 классов
г.Тюмень, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» на уровне основного общего
образования разработана на основе, ФГОС ООО , Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения элективного курса, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в 5-6 классах на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы курса включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Предмет входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений (МАОУ СОШ «48).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В
современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и
критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность,
понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во
внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и
жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной
основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который
обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе
самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую
при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей
информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к
универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки
самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться
в течение всех лет обучения.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Создание условий для развития читательской грамотности обучающихся,
формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений
обучающихся, повышение уровня их речевой культуры.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс «Смысловое чтение» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Элективный курс «Смысловое чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5-6 классах на изучение предмета отводится 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Для оценивания достижений обучающихся
используется система «зачет-незачет».
при
проведении
элективного
курса
Курс может считаться зачтенным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий по
этому курсу и выполнил зачетную работу или защиту проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению
для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с
опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте работы
с текстами произведений русской и зарубежной литературы; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в изучаемых текстах;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
текстах; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания,
благополучия:
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе работы с текстами; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе при работе с
текстами, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской грамотностью и
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в
условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях
неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и
связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед собой цель
чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый,
ознакомительный, изучающий/аналитический), элементарными навыками чтения текстов
разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
•
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
•
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
•
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
•
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
•
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
•
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
•
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
•
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
•
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
•
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
•
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и
логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении
автора / главной мысли текста;
•
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
•
прогнозировать содержание текста;
•
находить скрытую информацию в тексте;
•
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
•
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на
основе умений:
•
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
•
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
•
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
•
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
•
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
•
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со своими представлениями о мире;
•
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
•
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений / тезисов;
•
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и
работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
Смогут обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5 класс
(34 ч)
1.
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная
и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства.
Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская
позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
3.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 КЛАСС)
№
Наименование
раздела
программы
№
урока Темы уроков раздела
Кол-
Электронные
во
часов
образовательные
ресурсы
Элементы кодификатора ГИА в формате ОГЭ
https://fg.resh.edu.ru/.
1
Работа с текстом:
поиск
информации и
1
понимание
прочитанного
Восприятие на слух и
понимание различных
1
видов сообщений.
1.5 (проверяемые требования к предметным
результатам) понимание текстов различных
функционально-смысловых типов речи
3, 3.1, 3.5 (проверяемы элементы содержания)
функциональные разновидности языка;
разговорная речь; язык художественной
литературы
Типы речи. Речь книжная
и разговорная.
2
1 (проверяемые требования к предметным
результатам) совершенствование различных
видов речевой деятельности (аудирования и
говорения); формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными видами аудирования
https://myshop.ru/shop/ (выборочным, детальным, ознакомительным)
pro
1.5 понимание прослушанных текстов
duct/4539226.html.
https://fioco.ru/пример
ызадач-pisa.
1
Художественный стиль
речи.
3
Изобразительновыразительные
средства.
2.6 использование языковых средств
выразительности
1
2, 2.1 текст; его основные признаки
Текст, его основные
признаки. Тема текста,
4
1
основная мысль текста,
идея.
5
Авторская позиция.
Заголовок
текста. Основная мысль
текста, идея.
2.6 смысловой анализ текста
1
2.10 информационная переработка текста:
главная и второстепенная информация
Вычленение из текста
информации, конкретных
6
1
сведений, фактов,
заданных в явном виде.
7
Основные события,
содержащиеся в тексте,
их последовательность.
1
8
Развитие мысли в тексте.
Тестовые задания с
выбором ответа
1
2.8 средства связи предложений и частей текста:
формы слова, однокоренные слова, синонимы,
антонимы, личные местоимения, повтор слов
Способы и средства связи
9
1
предложений в тексте.
10
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план
текста.
1
2.7 композиционная структура текста; абзац как
средство деления текста на смысловые части
2.12 информационная переработка текста:
назывной и вопросный план
11
Упорядочивание
информации по
заданному основанию.
Тестовые задания с
краткой записью ответа
1
12
Существенные признаки
объектов, описанных в
тексте, их сравнение.
1
13
Разные способы
представления
информации: словесно, в
виде рисунка, символа,
таблицы, схемы.
1.7 (проверяемые требования к предметным
результатам) представление содержания текста в
виде таблицы, схемы, рисунка
1
1.13 (проверяемые элементы содержания) виды
чтения
Виды чтения:
ознакомительное,
изучающее, поисковое,
14
1
выбор
вида чтения в
соответствии с целью
чтения.
Источники информации:
15
1
справочники, словари.
2. 15(проверяемые элементы содержания)
извлечение информации из различных
источников
1.10 (проверяемы требования к предметным
результатам) извлечение информации из
различных источников
16
Использование
формальных элементов
текста (подзаголовки,
сноски) для поиска
нужной информации
1
https://myshop.ru/shop/
pro
Работа с
2
текстом:
преобразование
17
Подробный пересказ
1
текстов по плану.
1.9 (проверяемые требования к предметным
duct/4539226.html.
результатам) устный пересказ текста
https://fg.resh.edu.ru/.
https://fioco.ru/пример
ызадач-pisa.
интерпретация
информации
Особенности сжатого
18
1
1.5. (требования к предметным результатам)
сжатая передача в устной форме содержания
текста
пересказа текста.
Составление различных
1
1.5 формулирование вопросов по содержанию
текста
19
20
видов вопросов по
содержанию текста
Формулирование
выводов, основанных на
содержании текста.
1.5 формулирование выводов
1
1.1 создание устных монологических
высказываний
1.2 участие в диалоге
Аргументы,
21
1
подтверждающие вывод.
1.7 представление содержания текста в
виде таблицы
Преобразование
(дополнение)
22
1
информации из
сплошного
текста в таблицу.
Преобразование
информации, полученной
23
1
из рисунка, в текстовую
задачу.
1.7 представление содержания текста в
виде схем
Заполнение
предложенных схем с
24
1
опорой на прочитанный
текст.
Выступление перед
аудиторией сверстников с
25
небольшими
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, презентацию).
1
1.1 (требования к предметным
результатам) выступление с научным
сообщением
1.12 анализ и оценивание собственных и
чужих речевых высказываний; понимание
и объяснение основных причин
коммуникативных успехов и неудач
3
Работа с
текстом:
26
оценка
Оценка содержания и
1
структуры текста.
https://fg.resh.edu.ru/.
https://myshop.ru/shop/pro
duct/4539226.html
https://fioco.ru/примеры-
информации
задач-pisa.
3.15 (проверяемые требования к
предметным результатам) проведение
анализа текста с точки зрения
употребления в нём языковых средств
Оценка языковых
27
1
особенностей текста.
Места и роли
28
1
иллюстраций в тексте.
Выражение собственного
мнения о прочитанном,
29
1
его аргументация.
«Текстовые связи».
30
Достоверность
и недостоверность
информации в тексте.
3.11 проведение смыслового анализа
текста
1
Недостающая или
31
избыточная информация
1
3.11 проведение смыслового анализа
текста
в тексте.
Участие в учебном
32
диалоге при обсуждении
прочитанного или
прослушанного текста.
1.2. (проверяемые требования к
предметным результатам) участие в
диалоге разных видов
1
Итоговый зачёт.
33
1
Повторение пройденного
материала.
34
ИТОГО
34
1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 6 класс
(34 ч)
Раздел 1. Умеем ли мы читать? (Приёмы чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которым
связан процесс чтения. (Дидактический материал к занятию 1). Приёмы чтения. Чтение с
остановками. Чтение про себя с вопросами. Синквейн как приём содержания рефлексии.
Составление синквейна.
Раздел 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (отлат. tехtus
— «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение);
углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность
(текст всегда выражен в устной или письменной форме); отграниченность (текст имеет
начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений);
связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении
содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные,
смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст
отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);
информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и
главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы,
микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового
анализа далее не членится).
Раздел 3. С чего начинается текст? (Заглавие и эпиграф)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.
Эпиграф. Роль эпиграфа. Прогнозирование содержания читаемого (изучаемого) текста по
заглавию и эпиграфу. Подбор заглавия и эпиграфа. Оформление эпиграфа на письме.
Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Раздел 4. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении,
понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении
типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы
связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными
способами связи. Средства связи.
Раздел 5. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста)
Логико-смысловой анализ учебно-научного и учебно-познавательного стиля,
художественного стиля». Скрытая информация в тексте. Диалог с текстом. Вопросы к
тексту. «Толстые» и «тонкие» вопросы к тексту.
Раздел 6. Как читать и понимать текст? (Сплошные и несплошные тексты)
Виды текстов. Сплошные и несплошные тексты. Учимся читать и понимать тексты:
понимание содержания сплошного текста; поиск и обработка информации в
несплошных текстах
Раздел 7. Что помогает понять текст? (План текста)
План текста. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный
(слово или словосочетание с существительным в именительном падеже),
вопросительный, тезисный. Составление плана текста. Перекодирование
информации: пометки, выписки, цитаты)
Раздел 8. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Изложение с
элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового
материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с
элементами сочинения (по способу передачи содержания).
Раздел 9. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 КЛАСС)
№
Наименование
раздела
№
Темы уроков раздела
урока
во
программы
1
Умеем ли мы читать?
Колчасов
1
(Приёмы чтения) 5 ч
Урок - введение. Умеем
1
Электронные
образовательные
Элементы кодификатора ГИА
в формате ОГЭ
ресурсы
http://www.slovari.ru
ли мы
http://ru.wikipcdia.org,
читать? Мониторинг
http://feb-
качества
web.rii/feb/slt/abc
чтения, анкетирование
учащихся
1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
видов речевой деятельности
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
2
Приёмы чтения
1
1.5. (требования к предметным
http://schoolcollection.edu.ru
3
Чтение с остановками
1
результатам) сжатая передача в
устной форме содержания текста
1.5. (требования к предметным
результатам) сжатая передача в
https://resh.edu.ru/
4
Чтение про себя с
остановками
1
устной форме содержания текста
1.5. (требования к предметным
результатам) сжатая передача в
устной форме содержания текста
5
Синквейн как приём
1
рефлексии
содержания
Что и о чём?
2
6
(Углубление понятия о
Основные признаки
1
текста
http://www.slovari.ru
https://resh.edu.ru/
тексте) 2ч
http://www.it-n.ru
1.5 (проверяемые требования к
предметным результатам)
понимание текстов различных
функционально-смысловых
типов речи
3, 3.1, 3.5 (проверяемы элементы
содержания) функциональные
разновидности языка;
разговорная речь; язык
художественной литературы
7
Тема и основная мысль в
1
тексте
3
Раздел 3. С чего
начинается текст?
(Заглавие и эпиграф) 2ч
8
Роль заглавия в тексте
1
1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
http://www.wikipedia.ru совершенствование различных
видов речевой деятельности
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
9
Эпиграф. Роль эпиграфа
1
http://www.slovari.ru
https://resh.edu.ru/
http://www.it-n.ru
4
Как построен текст?
10
(Строение текстов
Смысловые связи в
1
тексте
http://www.slovari.ru
https://resh.edu.ru/
разных типов речи) 3ч
http://www.it-n.ru
1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
видов речевой деятельности
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
11
Абзац и микротема
1
12
Тестовая работа по
1
применению умений
работать с
информацией, определять
главную
мысль и выделять
микротемы текста
2.6 использование языковых
средств выразительности
5
Погружение в текст
13
Погружение в текст.
(Логико-смысловой
Анализ текста
анализ текста) 3ч
учебно-научного и
1
познавательного
стиля
1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
http://www.wikipedia.ru совершенствование различных
видов речевой деятельности
https://resh.edu.ru/
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
14
Скрытая информация в
1
http://www.it-n.ru
тексте
15
Диалог с текстом.
1
Составление
«толстых» и «тонких»
вопросов по
тексту
6
Как читать и понимать
16
Виды текстов. Сплошные
текст? (Сплошные и
и
несплошные тексты) 8ч
несплошные тексты
1
http://www.wikipedia.ru 1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
http://www.it-n.ru
видов речевой деятельности
http://www.krugosvet.ru (аудирования и говорения);
формирование умений речевого
http://schoolвзаимодействия.
collection.edu.ru
1.3 овладение различными
видами аудирования
https://resh.edu.ru/
(выборочным, детальным,
http://www.krugosvet.ru ознакомительным)
17
Понимание содержания
1
сплошного
текста
18
Анализ текста «День
1
Наума
Грамотника»
19
Поиск и обработка
1
информации в
несплошных текстах.
«О чём рассказал билет
на концерт, спектакль,
чек из магазина?»
20
«О чём рассказала
1
реклама?» Аналитическая
работа с несплошным
текстом по извлечению
информации
21
Работа с текстами,
содержащими
рисунки, таблицы, схемы,
диаграммы
1
www.wikipedia.ru
1.5 понимание прослушанных
http://www.rubricon.ru
текстов
22
Комплексный Анализ
1
текста «Как можно
по-разному рассказать о
ландыше»
23
Защита проекта по
1
созданию
несплошного текста
7
Что помогает понять
24
План текста. Виды плана
1
текст? (План текста) 5ч
http://www.wikipedia.ru 1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
http://schoolвидов речевой деятельности
collection.edu.ru
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
https://resh.edu.ru/
взаимодействия.
http://katalog.iot.ru
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
25
Составление разных
1
видов плана. Работа с
текстом «Большое
гнездо»
26
Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты
1
27
Работа с текстом
1
«Судебный поединок»
28
Работ с текстом
1
«Палочки Непера» с
использованием приёма
ИНСЕРТ
8
Когда текст прочитан
29
План текста и пересказ
1
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ) 3ч
http://katalog.iot.ru
1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
видов речевой деятельности
(аудирования и говорения);
формирование умений речевого
взаимодействия.
1.3 овладение различными
видами аудирования
(выборочным, детальным,
ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
текстов
30
Работа с текстом
1
«Старый друг
лучше новых двух»
31
Составление синквейна
по текстам «Вода живая и
мёртвая», «В худшем
случае»
1
9
Чему я научился
32
(Подведение итогов,
Создание памятки
1
«Школа чтения»
оформление портфолио)
http://www.wikipedia.ru 1 (проверяемые требования к
предметным результатам)
совершенствование различных
http://www.slovari.ru
видов речевой деятельности
https://resh.edu.ru/
(аудирования и говорения);
http://www.krugosvet.ru формирование умений речевого
взаимодействия.
http://school1.3 овладение различными
видами аудирования
collection.edu.ru
(выборочным, детальным,
http://www.rubricon.ru ознакомительным)
1.5 понимание прослушанных
http://katalog.iot.ru
текстов
33
Контрольное задание по
1
тексту
34
Защита проекта.
Представление
портфолио «Мои
достижения»
ИТОГО
34
1
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию
читательской грамотности/Просвещение
Методические материалы для учителя:
1. Рабочая тетрадь к программе курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
5 класс /авт.-сост. В.И. Байсан, М.П. Баранова, Н.М. Журавлёва, Н.В. Литвинюк,
Л.И. Петрова, Л.Ю. Тюкавкина, Т.Н. Шепелева. – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 99 с.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной
грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в
образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3. Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М.
Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя!: научно-методический журнал.
- 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность",
принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в
образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования
российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5
класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии
образования»: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»:
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
7. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
8. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
9. http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7 - Междисциплинарная Программа
Смысловое чтение.
10. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
11. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к
«Первому сентября»)