Аннотация "Литература" 5-9 класс

Аннотация
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для учащихся 5-9 классов
создана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(в действующей редакции);
2. Приказа Минпросвещения России «О федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования от 31.05.2021 № 287»;
3. Приказа Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.03.2021 г. № 115» (в действующей редакции);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям,
осуществляющим образовательную деятельность» (с дополнениями и изменениями в
действующей редакции);
5. Методических рекомендаций Минпроса РФ по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий от 20.03.2020;
6. Концепции развития филологического образования в РФ (Распоряжение
Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р);
7. Программа воспитания МАОУ СОШ №48 города Тюмени;
8. Учебного плана МАОУ СОШ № 48 города Тюмени;
9. Положения о рабочих программах учителей по образовательным программам,
утвержденного приказом МАОУ СОШ № 48 города Тюмени от 30.08.2023 № 144
10. Рабочей программы основного общего образования «Литература» базовый
уровень (для 5-9 классов образовательных организаций), 2023г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает конкретное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
•
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о
целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета.
•
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Кроме того, данная рабочая программа ориентирована на использование в процессе
преподавания.
Программно-методический
комплекс
по
литературе
для
общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной соответствует требованиям
государственного стандарта общего образования. Данный учебный комплекс
рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в

федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели
литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного
образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с
предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической основе (5-8 классы),
историко-литературной (9 класс).
Рабочая программа распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя
три этапа литературного образования на ступени основного общего образования: 5–6
классы. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как
искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с
художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор
текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны
с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до
композиции.
7–8 классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности
формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с
нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и
интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей
произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением
и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования
учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике
произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний
составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных
направлений.
9 класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе
решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы
систематического изучения историко-литературного курса.
Обязательным является выделение часов на развитие речи: в 5–6 классах учащиеся
должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения),
в 7–8 классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в 9 классе – не
менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).
Учебно-методический комплекс под редакцией В.Я.Коровиной не нарушает
преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам
обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый
образовательный стандарт.
Приоритетными целями обучения русскому языку в 5-9 классах являются:
•
выделение характерных причинно-следственных связей;
•
сравнение и сопоставление;
•
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
•
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
•
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
•
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
•
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
•
составление плана, тезиса, конспекта;
•
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
•
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и

др. базы данных;
•
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение
русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка;

развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов
(сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик
информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры,
роли языковых средств;

совершенствование
нравственной
и
коммуникативной
культуры
обучающегося;

развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Срок реализации программы:
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Литература» входит в предметную
область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число
часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170
часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе
– 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа
(3 часа в неделю).
Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными
потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей VII вида и пр.) осуществляется с
использованием пакета индивидуальных заданий, предлагаемых в рамках учебных занятий.
Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется с
использованием проектного метода, исследовательской деятельности, использование
аналитического компонента в учебной деятельности.
Для реализации программы используются учебники учебной линии:
1. Литература, 5 класс, авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёва, В.И.Коровин
М.:Просвещение.
2. Литература 6 класс, авторы В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлева–М.,
Просвещение.
3.Литература, 7 класс, автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение.
4.Литература, 8 класс, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.–
М.,Просвещение. 5.Литература, 9 класс, авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.,Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».