Методический семинар «Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся»

24.03.2022

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

На семинаре педагоги школы обсуждали проблемы, обозначенные вопросами:

·  Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

·  Почему упор сделан на формирование функциональной грамотности?

 

Было отмечено, что назначение оценочных материалов, разработанных для выявления функциональной грамотности учащихся, не в том, чтобы исследовать, насколько хорошо учителя преподнесли учебный материал согласно соответствующей программе, а чтобы оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Анализ заданий, направленных на развитие и оценивание функциональной грамотности, позволил выделить принципиальные черты их структуры и содержания:

·  комплексный характер: структура задания предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией;

·  компетентностная ориентированность: предметные знания и умения учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях;

·  контекстность: моделирует реальную, жизненную ситуацию в различных контекстах;

·  концептная ориентированность: конструируется на основе концептов с преимущественным использованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление.

В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Осмысление положительных сторон традиционного отечественного образования и достижений компетентностной модели образования приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости.

Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями».

Также на семинаре учителями, принявшими 23.03.2022 участие в Городском ЕМД, представлены материалы проектно-образовательной сессии «Функциональная грамотность. Учим для жизни».

В продолжение семинара на заседаниях школьных методических объединений (ШМО) было рассмотрено компоненты функциональной грамотности, над которыми работают учителя разных предметных областей.

 

Просмотров всего: , сегодня:

СЕМИНАР 24.03.2022.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 09.04.2022

Дата обновления: 09.04.2022

Дата публикации: 24.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.