24.03.2022
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
На семинаре педагоги
школы обсуждали проблемы, обозначенные вопросами:
· Почему понятие функциональной
грамотности стало актуальным для современной школы?
· Почему упор сделан на формирование
функциональной грамотности?
Было отмечено, что назначение оценочных материалов,
разработанных для выявления функциональной грамотности учащихся, не в том,
чтобы исследовать, насколько хорошо учителя преподнесли учебный материал
согласно соответствующей программе, а чтобы
оценить способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в
жизненных ситуациях.
Анализ заданий,
направленных на развитие и оценивание функциональной грамотности, позволил
выделить принципиальные черты их структуры и содержания:
·
комплексный
характер:
структура задания предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на
основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы
с информацией;
·
компетентностная
ориентированность:
предметные знания и умения учеников становятся опорой, средством решения задач
в реальных жизненных ситуациях;
·
контекстность: моделирует
реальную, жизненную ситуацию в различных контекстах;
·
концептная
ориентированность:
конструируется на основе концептов с преимущественным использованием
дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление.
В современном быстро
меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной
грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку
возможность адаптации и самореализации. Осмысление положительных сторон
традиционного отечественного образования и достижений компетентностной модели
образования приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости.
Развитие
функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической
грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной
грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная
задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях
происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на
образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся:
«что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями».
Также на семинаре учителями, принявшими 23.03.2022 участие в Городском ЕМД, представлены материалы проектно-образовательной сессии «Функциональная грамотность. Учим для жизни».
В продолжение семинара на заседаниях школьных методических объединений
(ШМО) было рассмотрено компоненты функциональной грамотности, над которыми
работают учителя разных предметных областей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2022
Дата обновления: 09.04.2022
Дата публикации: 24.03.2022