02.11.2017
Мастер-класс
«Интеграционные связи на примере изучения Отечественной войны 1812
года»
Отечественная война 1812 г. нашла широчайшее отражение и в исторической
науке, и в живописи (Панорама Рубо «Бородинская битва», галерея портретов
полководцев в Зимнем дворце, карикатуры) и в поэзии, и в архитектуре и скульптуре,
и в драматических произведениях, а также в музыке.
Изучение какого-либо исторического события
зачастую сопровождается тем, что относительно данного события начинают
приводиться самые разнообразные точки зрения и иногда они могут носить полярный
характер. Эта полярность может помешать
учащимся понимать Разберем оценку одного из
событий Отечественной войны 1812 г.
на уроках истории и уроках литературы. Речь пойдет о Бородинском
сражении.
Работа
начинается с таблицы, в которой присутствуют исторические факты,
касающиеся этого важнейшего события Отечественной войны 1812 г. Эти факты уже известны школьникам по
учебникам истории. Затем предлагается ознакомиться с фрагментами
произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», проанализировать их и соотнести
полученную информацию с теми фактами, которые уже присутствуют в таблице.
Работа в группах по 4-5 человек. У каждой
группы Таблица и фрагменты из романа «Война и мир» присутствуют на ноутбуках.
Перед учащимися ставится учебная задача: найти несоответствие и противоречия
между историческими фактами и их литературной интерпретацией. Учитель определяет для школьников
практическую задачу по самостоятельному заполнению учащимися таблицы на
основании текста учебника и приведённых фрагментов романа.
После окончания работы с источниками и
заполнения таблицы ставится вопрос: «Можем ли мы доверять Л.Н. Толстому при
выявленном нами в романе «Война и мир» несоответствии
сведений о Бородинском сражении с фактами, приводящимися в учебнике истории и
являющимися отражением научного подхода к событиям войне 1812 года?»
Вопрос обсуждается в ходе совместной
беседы, во время которой участники приходят к выводу о том, что информация,
получаемая ими из учебника истории, является объективной, а точка зрения автора
литературного произведения носит субъективный характер и не всегда точна.
Вместе с тем, считают, что только учебник истории не способен глубоко погрузить
нас в изучаемый период, так как это может сделать литературное произведение:
познакомить нас с настроениями населения и эмоциональным отражением им
исторической эпохи; пробудить в нас не только интерес к фактической стороне
событий, но и способствовать воспитанию патриотизма. Отдельные участники, что
знакомство с разными точками зрения на одни и те же события заставляет
задуматься над изучаемым учебным материалом и совершенно по-другому его
воспринимать, как на уроках истории, так и на уроках литературы.
Вывод: Учебник истории, и литературное
произведение, и картина, написанная художником, и музыкальное произведение
ведут нас к более осмысленному восприятию окружающего нас мира, глубокому
познанию нашей истории и осознания себя в этом мире.
Кроме того, важное значение имеет внеклассная
работа. К 200-летию Отечественной войны 1812 г.
в рамках Литературного фестиваля в школе учащимися 11-го класса была
проведена большая работа:
1. Была
продумана сюжетно-ролевая экскурсия для школьников и гостей фестиваля,
охватывающая весь ход Отечественной войны 1812 г. Между учащимися были
распределены роли главных действующих лиц войны, отражённых в романе «Война и
мир», подобраны костюмы по форме и по стилю соответствующие представляемой
эпохе;
2. Для
создания необходимой атмосферы и для поддержания смысловой насыщенности
экскурсии силами учащихся была декорирована рекреация (баннеры, плакаты,
поделки и пр. Отдельное место заняла галерея героев Войны 1812 г.: портреты с
краткой биографической справкой);
3. Учащимися
была подготовлена презентация «200 лет со дня Бородина» для школьников младших
классов с пояснениями и комментариями специалистов-экскурсоводов;
4. Силами учащихся были подготовлены номера художественной самодеятельности: военная песня и романсы начала XIX века;По итогам мероприятия был создан буклет «Отечественная война 1812 г.».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2021
Дата обновления: 10.02.2021
Дата публикации: 02.11.2017