Единый методический день «Предметная интеграция, как одно из средств формирования функциональной грамотности школьника»

02.11.2017

Мастер-класс

 «Интеграционные связи  на примере изучения Отечественной войны 1812 года»

            Отечественная война 1812 г.  нашла широчайшее отражение и в исторической науке, и в живописи (Панорама Рубо «Бородинская битва», галерея портретов полководцев в Зимнем дворце, карикатуры) и в поэзии, и в архитектуре и скульптуре, и в драматических произведениях, а также в музыке. 

Изучение какого-либо исторического события зачастую сопровождается тем, что относительно данного события начинают приводиться самые разнообразные точки зрения и иногда они могут носить полярный характер.  Эта полярность может помешать учащимся понимать Разберем оценку одного из  событий Отечественной войны 1812 г.  на уроках истории и уроках литературы. Речь пойдет о Бородинском сражении. 

Работа  начинается с таблицы, в которой присутствуют исторические факты, касающиеся этого важнейшего события Отечественной войны 1812 г.  Эти факты уже известны школьникам  по  учебникам истории. Затем предлагается ознакомиться с фрагментами произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», проанализировать их и соотнести полученную информацию с теми фактами, которые уже присутствуют в таблице.

Работа в группах по 4-5 человек. У каждой группы Таблица и фрагменты из романа «Война и мир» присутствуют на ноутбуках. Перед учащимися ставится учебная задача: найти несоответствие и противоречия между историческими фактами и их литературной интерпретацией.  Учитель определяет для школьников практическую задачу по самостоятельному заполнению учащимися таблицы на основании текста учебника и приведённых фрагментов романа.

После окончания работы с источниками и заполнения таблицы ставится вопрос: «Можем ли мы доверять Л.Н. Толстому при выявленном  нами в романе «Война и мир» несоответствии сведений о Бородинском сражении с фактами, приводящимися в учебнике истории и являющимися отражением научного подхода к событиям войне 1812 года?»

Вопрос обсуждается в ходе совместной беседы, во время которой участники приходят к выводу о том, что информация, получаемая ими из учебника истории, является объективной, а точка зрения автора литературного произведения носит субъективный характер и не всегда точна. Вместе с тем, считают, что только учебник истории не способен глубоко погрузить нас в изучаемый период, так как это может сделать литературное произведение: познакомить нас с настроениями населения и эмоциональным отражением им исторической эпохи; пробудить в нас не только интерес к фактической стороне событий, но и способствовать воспитанию патриотизма. Отдельные участники, что знакомство с разными точками зрения на одни и те же события заставляет задуматься над изучаемым учебным материалом и совершенно по-другому его воспринимать, как на уроках истории, так и на уроках литературы. 

Вывод: Учебник истории, и литературное произведение, и картина, написанная художником, и музыкальное произведение ведут нас к более осмысленному восприятию окружающего нас мира, глубокому познанию нашей истории и осознания себя в этом мире.

Кроме того, важное значение имеет внеклассная работа. К 200-летию Отечественной войны 1812 г.  в рамках Литературного фестиваля в школе учащимися 11-го класса была проведена большая работа:

1. Была продумана сюжетно-ролевая экскурсия для школьников и гостей фестиваля, охватывающая весь ход Отечественной войны 1812 г. Между учащимися были распределены роли главных действующих лиц войны, отражённых в романе «Война и мир», подобраны костюмы по форме и по стилю соответствующие представляемой эпохе;

2.    Для создания необходимой атмосферы и для поддержания смысловой насыщенности экскурсии силами учащихся была декорирована рекреация (баннеры, плакаты, поделки и пр. Отдельное место заняла галерея героев Войны 1812 г.: портреты с краткой биографической справкой);

3.   Учащимися была подготовлена презентация «200 лет со дня Бородина» для школьников младших классов с пояснениями и комментариями специалистов-экскурсоводов;

4. Силами учащихся были подготовлены номера художественной самодеятельности: военная песня и романсы начала XIX века;По итогам мероприятия был создан буклет «Отечественная война 1812 г.».

Просмотров всего: , сегодня:

Материалы мастер-класса.rar (скачать)

Дата создания: 10.02.2021

Дата обновления: 10.02.2021

Дата публикации: 02.11.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.