УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
от 02.09.2024 № 97
Положение
об индивидуальном проекте в соответствии с ФГОС СОО
в МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
Общие положения
1.1. Настоящее положение об индивидуальном проекте в МАОУ СОШ №
48 города Тюмени (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №
1578, от 29.06.2017 № 613), федеральной образовательной программой среднего
общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от
18.05.2023 № 371 (ФОП СОО);
1.2. Основной образовательной программой среднего общего образования
муниципального автономного образовательного учреждения № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева (далее –
МАОУ СОШ № 48 города Тюмени).
1.3. Положение регламентирует организацию работы по руководству,
оцениванию индивидуальных проектов, а также деятельности обучающихся над
индивидуальным проектом (далее - ИП) в рамках реализации ФГОС СОО.
1.4. Настоящее положение является локальным актом образовательного
учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей
организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС
СОО.
1.5. Настоящее
Положение
рассматривается
и
принимается
педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и
дополнения; решение педагогического совета утверждается приказом директора
образовательной организации.
1.6. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности,
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность.
1.7. Выполнение ИП обязательно для каждого обучающегося по
программам среднего общего образования. Учащийся обязан выполнить ИП и
публично его защитить по окончании периода изучения данного курса.
1.8. Невыполнение ИП признаѐтся академической задолженностью и
равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
1.9. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе
освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
1.10. Защита ИП является одной из обязательных составляющих
1.
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных
достижений.
1.11. Изучение элективного курса «Индивидуальный проект» в
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
осуществляется на уровне среднего общего образования. Элективный курс
«Индивидуальный проект» оценивается по полугодиям и за год в формате
текущей и промежуточной аттестации, в электронный классный журнал ученику
выставляется отметка по пятибалльной шкале в соответствии с Положением о
формах,
периодичности,
порядке
текущего
контроля
успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся и перевода их в следующий класс.
1.12. Итоговая защита проекта является промежуточной аттестацией по
элективному курсу «Индивидуальный проект» и выставляется в отдельную графу
электронного журнала.
1.13. Итоговая отметка по элективному курсу «Индивидуальный проект»
выводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и
выставляется в графу «Индивидуальный проект» в электронном журнале и
личном деле. В документ государственного образца об уровне образования –
аттестат о среднем общем образовании – отметка выставляется в соответствии с
нормативными документами, регламентирующими оформление и выдачу
аттестатов.
1.14. Руководителем ИП является учитель-предметник, осуществляющий
преподавание по элективному курсу «Индивидуальный проект», к руководству
проектов учащихся могут привлекаться учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования МАОУ СОШ № 48 города Тюмени. Допускается
коллективное руководство проектом (2-3 учителя-предметника).
1.15. В качестве консультантов и соруководителей ИП могут привлекаться
сетевые и социальные партнеры МАОУ СОШ № 48 города Тюмени
(преподаватели вузов или иных организаций-партнеров, родители (законные
представители), общественные или социокультурные организации).
1.16. Темы ИП могут предлагаться как педагогом, так и учащимися.
1.17. Классные руководители контролируют занятость всех учащихся в
проектной деятельности, информируют обучающихся и родителей (законных
представителей) об ответственности за процесс и результаты выполнения ИП.
1.18. Учебный проект должен иметь практическую направленность и может
быть связан с подготовкой к выбору профессии (области профессиональной
самореализации), сформировавшимися или формирующимися интересами
учащихся, максимально раскрывать индивидуальные способности и личностные
интересы обучающегося.
1.19. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
2.
Цели и задачи выполнения ИП
2.1. Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать
способность и готовность к освоению
самостоятельному пополнению, переносу и
систематических знаний, их
интеграции.
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. формировать
способность к решению личностно и социально
значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
2.1.5. определять
уровень
сформированности
способности
к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чѐтко определить цель, описать шаги
по еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей
работы).
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(уметь выбрать подходящую информацию, правильно еѐ использовать).
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и
критическое мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Этапы и сроки работы над проектом
3.1. учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность
по этапам: подготовительный, основной, заключительный в соответствии с
рабочей программой по элективному курсу и календарно-тематическим
планированием.
Подготовительный этап: знакомство с теорией выполнения и успешными
практиками, выбор темы и объекта.
Основной этап: совместно с педагогом разрабатывается план реализации
проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа
представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
Заключительный: предзащита проекта, доработка (при необходимости),
итоговая защита проекта, оценивание работы экспертной комиссией.
3.2. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог - руководитель
проекта, курирующий по корпусам заместитель директора по УВР.
3.3. Контроль охвата учащимися проектной деятельностью осуществляет
классный руководитель.
3.
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
4.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, наукообразно и
отражать содержание проекта.
4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (приложение 1),
оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Введение
включает в себя ряд следующих положений:
проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и
предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется
противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании
выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом;
формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы
достичь цели;
завершают введение блоки «на защиту выносится», «новизна проекта»,
«практическая значимость».
4.
4.3. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов.
Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй экспериментальный (практический).
4.4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли
поставленные цели, решены ли задачи.
4.5. Общие требования к оформлению проектной работы:
Работа выполняется на листах формата А4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 14 кегль с интервалом между строк – 1. Размер полей: верхнее –
2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 3 см, правое – 2 см.
Нумерация страниц – в правом нижнем углу. Титульный лист считается
первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы,
каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
4.6. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не должен быть менее 10 страниц формата А4. Текст распечатывается
с одной стороны.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 страниц
формата А4..
Нумерация заголовков основного текста работы нумеруется арабскими
цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Введение и заключение не
нумеруются.
4.7. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В
случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.
4.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование
источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование
статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на
которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке
литературы).
Оценивание индивидуального образовательного проекта
5.1. В ходе реализации рабочей программы элективного курса
«Индивидуальный проект» предусмотрена предзащита (в средине изучения курса)
и итоговая защита в конце изучения элективного курса.
5.2. Оценивание ИП на предзащите осуществляется по критериям оценки
предзащиты проекта в рамах урока; результаты оформляются индивидуально на
каждого учащегося и хранятся у руководителя проекта (приложение 2). Оценки за
предварительную защиту выставляются в электронный журнал.
5.3. Паспорта проектных работ, подготавливаемые для предзащиты,
сдаются курирующему заместителю директора по учебно-воспитательной работе
(приложение 3).
5.4. График защиты ИП утверждается приказом МАОУ СОШ № 48 города
Тюмени.
5.
5.5. По результатам итоговой защиты на каждый класс составляется
отдельный протокол, где фиксируется отметка по суммарной оценке защиты
проекта (приложение 4).
5.6. Требования к процедуре проведения защиты проекта:
5.6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 23 минуты.
5.6.2. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности
регулятивных навыков обучающегося.
5.6.3. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание
проекта.
5.6.4. Компьютерная презентация является частью проекта как один из
вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть
продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
5.6.5. Для проведения защиты создаѐтся экспертная комиссия (далее - ЭК).
В комиссии могут включаться: представить администрации, классный
руководитель, учителя-предметники. Состав комиссии должен подбираться с
учѐтом предметных областей ИП. В комиссии могут присутствовать:
представитель муниципальных органов
образования, методических служб,
представители Управляющего Совета, представители вузов.
5.6.6. ЭК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями (см. п.6
настоящего Положения).
5.6.7. Для учащихся с ОВЗ, учащихся, отсутствующих по болезни или
уважительной причине в основной срок защиты проектов, МАОУ СОШ № 48
организует в дополнительные сроки защиту ИП.
5.6.8. Проект, получивший оценку «2», возвращается ученику на доработку.
Ученик дорабатывает ИП, представляет к повторной защите.
5.6.9. Обучающимся, которые приняли участие в научно-практической
конференции с индивидуальным проектом на школьном, муниципальном,
региональном, всероссийском или международном уровнях и стали победителями
либо призѐрами 1,2,3 степени, автоматически за проект выставляется отметка
5(«отлично») и от защиты в ОО освобождаются.
6. Критерии оценки индивидуального учебного проекта
6.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех
критериев:
6.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов или обоснование,
реализацию, апробацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и
т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий;
6.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
6.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
6.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.2. Оценка итоговой защиты складывается из суммы баллов соответствия
критериям согласно приложения 5.
6.3. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
УРОВЕНЬ
Низкий уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень
Творческий уровень
ОТМЕТКА
отметка «2»
отметка «3»
отметка «4»
отметка «5»
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
менее 34
34-36 первичных баллов
37-46 первичных баллов
47-51 первичных баллов
Приложение 1
Муниципальное автономное образовательное учреждение № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева (13 кегль,
выравнивание по центру)
Название проекта (18 кегль, выравнивание по центру)
Автор проекта: (13 кегль, выравнивание по правому краю)
Руководитель(и) проекта: (13 кегль, выравнивание по правому краю)
Тюмень, 20___ год (13 кегль, выравнивание по центру)
Приложение 2
Критерии оценки предзащиты проекта
ФИО______________________________________________________________________
Класс_____________
Тема____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Критерий
1. Композиция доклада
Структура и логическая последовательность в изложении материала работы
2. Раскрытие содержания проекта
Формулировка цели, задач, обоснование актуальности, определение объекта
и предмета, практическая значимость проекта
3. Качество изложения материала
Коммуникативные качества речи: ясность, логичность, правильность,
точность, интонационная убедительность речи, контакт с аудиторией
4. Использование технических средств и оформление
Композиция презентации, целесообразность выбранного типа наглядности и
качество (уровень выполнения) оформления
5. Компетентность участника при защите работы
Понимание цели, задач, направлений развития исследования, знание
литературы, ответы на вопросы
Итого:
Фактический балл и отметка
Учитель:
______________ /__________________________/
Ассистенты: _____________ /__________________________/
Критерии оценивания:
«5»- 20-25 баллов;
«4»- 15-19 баллов;
«3»- 9-14 балл;
«2»- 0-8 баллов.
Шкала
баллов
от 0 до 5
Приложение 3
Паспорт индивидуального проекта
Учащегося _______ класса_____________________________________________________
(Фамилия, имя)
1
2
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
Название проекта
Руководитель проекта
Учебный предмет, в
рамках которого
проводится работа по
проекту
Учебные предметы
близкие к теме
проекта
Гипотеза
Автор проекта
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Необходимое
оборудование
Аннотация
(краткое 5-7
предложений
описание работы)
Продукт проекта
Этапы работы над
проектом
Приложение 4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
_____________________________________________________________________________
ПРОТОКОЛ
проведения итоговой защиты индивидуального проекта
за 20___ – 20____ учебный год
Предмет: Индивидуальный проект Форма проведения: публичная защита Класс: ____
Дата проведения: _________
Всего учащихся по списку: ________ Присутствовали на защите _______ учащихся
Учитель: ________________________
№
п/п
ФИО учащегося (полностью)
Результат: «5» «4» -
Тема проектной работы
Отметка
«3» «2»-
Общая успеваемость Качественная успеваемость Председатель экспертной комиссии:
_____________________________________________________________________________
Члены экспертной комиссии:
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 5
Критерии оценки итоговой защиты
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного
числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных
источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема
сформулирована,
но
гипотеза
отсутствует.
План
действий
фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план
действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный
план действий по доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены фрагментарно на
уровне утверждений
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены на уровне
утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и еѐ значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе,
тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы
творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть
востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.
Названы потенциальные потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы
рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по
его продвижению 2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию
проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели
могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются
недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика,
удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные
требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к
дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между
презентацией и текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к
дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью
согласованы
3. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,
придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и
четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и
полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень
воздействия на аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать
аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 4.
Сформированность коммуникативных действий,
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует
культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует
культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления
отсутствуют
1
2
3
баллы
1
2
3
баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
баллы
1
2
3
баллы
1
2
3
баллы
1
2
содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается
правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать
свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою
точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные
вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения
Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно
определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными
ситуациями внутри группы
3
баллы
1
2
3
баллы
1
2
3